II
Стояли последние дни июня месяца, самое жаркое время в Тычках. Дома оставались только старые да малые. Охотники давно разбрелись по лесу за оленями.
В избушке Емели бедный Лыско уже третий день завывал от голода, как волк зимой.
— Видно, Емеля на охоту собрался, — говорили в деревне бабы.
Это была правда. Действительно, Емеля скоро вышел из своей избушки с кремневой винтовкой в руке, отвязал Лыска и направился к лесу.
Емеля давно собирался за оленями, да все жалел бросить внука одного, а теперь ему было как будто лучше, и старик решился попытать счастья. Да и старая Маланья поглядит за мальчонком, — все же лучше, чем лежать одному в избушке.
В лесу Емеля был как дома. Да и как ему не знать этого леса, когда он целую жизнь бродил по нему с ружьем да с собакой. Все тропы, все приметы — все знал старик на сто верст кругом.
А теперь, в конце июня, в лесу было особенно хорошо: трава красиво пестрела распустившимися цветами, в воздухе стоял чудный аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнышко, обливавшие ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в осоке речку, и далекие горы.
Да, чудно и хорошо было кругом, и Емеля не раз останавливался, чтобы перевести дух и оглянуться назад.
Тропинка, по которой он шел, змейкой взбиралась на гору, минуя большие камни и крутые уступы. Крупный лес был вырублен, а около дороги ютились молодые березки, кусты жимолости, и зеленым шатром раскидывалась рябина. Там и сям попадались густые перелески из молодого ельника, который зеленой щеткой вставал по сторонам дороги и весело топорщился лапистыми и мохнатыми ветвями. В одном месте, с половины горы, открывался широкий вид на далекие горы и на Тычки. Деревушка совсем спряталась на дне глубокой горной котловины, и крестьянские избы казались отсюда черными точками. Емеля, заслонив глаза от солнца, долго глядел на свою избушку и думал о внучке.
— Ну, Лыско, ищи… — говорил Емеля, когда они спустились с горы и повернули с тропы в сплошной дремучий ельник.
Лыску не нужно было повторять приказание. Он отлично знал свое дело и, уткнув свою острую морду в землю, исчез в густой зеленой чаще. Только на время мелькнула его спина с желтыми пятнами.
Охота началась.
Громадные ели поднимались высоко к небу своими острыми вершинами. Мохнатые ветви переплетались между собой, образуя над головой охотника непроницаемый темный свод, сквозь который только кое-где весело глянет солнечный луч и золотым пятном обожжет желтоватый мох или широкий лист папоротника. Трава в таком лесу не растет, и Емеля шел по мягкому желтоватому мху, как по ковру.
Несколько часов брел охотник по этому лесу. Лыско точно в воду канул. Только изредка хрустнет ветка под ногой или перелетит пестрый дятел. Емеля внимательно осматривал все кругом: нет ли где какого-нибудь следа, не сломал ли олень рогами ветки, не отпечаталось ли на мху раздвоенное копыто, не объедена ли трава на кочках.
Начало темнеть. Старик почувствовал усталость. Нужно было думать о ночлеге.
«Вероятно, оленей распугали другие охотники», — думал Емеля.
Но вот послышался слабый визг Лыска, и впереди затрещали ветви. Емеля прислонился к стволу ели и ждал.
Это был олень. Настоящий десятирогий красавец олень, самое благородное из лесных животных. Вот он приложил свои ветвистые рога к самой спине и внимательно слушает, обнюхивая воздух, чтобы в следующую минуту молнией пропасть в зеленой чаще.
Старый Емеля завидел оленя, но он слишком далеко от него: не достать его пулей. Лыско лежит в чаще и не смеет дохнуть в ожидании выстрела; он слышит оленя, чувствует его запах…
Вот грянул выстрел, и олень, как стрела, понесся вперед.
Емеля промахнулся, а Лыско взвыл от забиравшего его голода. Бедная собака уже чувствовала запах жареной оленины, видела аппетитную кость, которую ей бросит хозяин, а вместо этого приходится ложиться спать с голодным брюхом. Очень скверная история…
— Ну, пусть его погуляет, — рассуждал вслух Емеля, когда вечером сидел у огонька под густой столетней елью. — Нам надо теленочка добывать, Лыско… Слышишь?
Собака только жалобно виляла хвостом, положив острую морду между передними лапами. На ее долю сегодня едва выпала одна сухая корочка, которую Емеля бросил ей.
← 1 стр.
Емеля-охотник
3 стр. →
Всего 3 страниц
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2022Обратная связь
Стихотворение «Мужичок с ноготок» – полный текст
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?»
— Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я… —
«Так вон оно что! А как звать тебя?»
— Власом. —
«А кой тебе годик?» — Шестой миновал…
Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы.
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
(из стихотворения “Крестьянские дети”, 1861)
Загадки про зайцев 3 класс
Шустро скачет вдоль капусты,Погрызет ее он шустро,Съест морковку он сперва,Что труслив идет молва.(Ответ: Заяц)
Хрупок и мал. Небольшого он веса.Бегает в шубке блестящей по лесу.Вырубки любит, полянки, опушки…Клинышком хвостик и длинные ушки.Летняя лежка — под кустиком в ямке.Гнезда из трав себе делают самки,Если должны малыши появиться.Рыси и волки, орлы и лисицыОчень опасны для этого рода.Прытью его наградила природа.Ест одуванчик, цикорий, люцерну…А вот зимою питается скверно:Ветошью трав, семенами, корою…Туго приходится вьюжной порою.Имя зверька поскорей отгадай-ка!Правильно. Это, конечно же,…(Ответ: Заяц)
Говорят, что я трусливый, В сказках якобы хвастливый. Всё не так, мои друзья, Просто осторожный я!.. (Ответ: Заяц)
Придавали ли зайцу силы хвастливые слова? Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы? Каким они его считали, когда у хвастуна язык «примёрз»?
Когда маленький хвастунишка оглашал о своей силе и способностях, казалось, он сам верил в то, что говорил.
Заяц очень вовлечено произносил речь о своём бесстрашии, чем и вызывал смех у слушателей.
Они то понимали, что это просто фантазии.
Ведь у главного героя не было опыта встречи с хищниками и все его рассказы – плоды воображения.
Но враз всё изменилось – Заяц увидел настоящего волка.
Тогда настало остолбенение и как пишет автор, заячий язык «примёрз».
Это значит, что хвастунишка больше не мог ничего сказать, у него отняло речь.
А причиной был жуткий испуг.
Видимо, такого страха Заяц ещё никогда не испытывал.
Он только воображал, что избавился от боязни, но, увидев опасность, понял, что это не так.
Что случилось с героями дальше? Чем похож этот эпизод на народную сказку «У страха глаза велики»? К кому из героев можно применить эту поговорку?
С перепуга Заяц был не в силах управлять собой.
Он так спешил спастись, что своим поведением испугал самого Волка.
А его друзья, товарищи и просто слушатели решили, что Заяц целенаправленно прогнал страшного зверя.
Они начали благодарить храбреца за спасение и поверили в его сказанную речь.
Это подбодрило хвастунишку, и он понял, что всё не так уж и страшно.
Это произведение схоже с указанной сказкой тем, что герои преувеличивали происходящее.
Из-за этого у них возникал большой страх, который мешал им спокойно жить.
В случае с народной сказкой, источник страха вообще не представлял собой опасности.
А в случае с произведением Дмитрия Наркисовича – сначала зайчишка накручивал себе страхи, а затем действительно встретился с опасностью, которая угрожает жизни.
Но его реакция была настолько сильной, что он скорее умер бы не от хищника, а от разрыва сердца.
Такая поговорка характеризует поведение каждого героя этого произведения, в том числе Зайца.
Все они жутко боялись зверя, который в итоге и сам оказался не очень смелым.
Хотя их можно понять, ведь волк действительно, как правило, является для них смертельной опасностью.
Ход занятия
1. Вступительная беседа:
-Отгадайте загадку:
Прыг-скок, трусишка,
Хвост коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глазки с косинкой,
Одежда в два цвета –
На зиму и лето.
(заяц)
-Кто может назвать сказки, одним из персонажей которых является заяц? («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Заяц –хваста», «У страха глаза велики» и др)
—Каким показан заяц в этих сказках? Как о нем можно сказать? (Слабый, маленький, трусливый, пугливый)
-Про кого мы сегодня будем читать? (про зайца) Как вы догадались? (По илл-ии)
-Послушайте сказку, в которой заяц является главным героем. Она называется «Сказка про храброго зайца…». А написал ее Дмитрий Наркисович Мамин –Сибиряк (показ портрета). Наиболее известен его сборник «Аленушкины сказки». Это была любимая книга автора, потому что сказки он сочинял для своей больной дочери Аленушки. Дмитрий Наркисович растил и воспитывал ее один, без матери и сочинял для нее сказки.
-Давайте вместе повторим название сказки, чтобы нам лучше запомнилось описание храброго зайца.
Чтение сказки
Беседа
-Понравилась вам сказка? Что вам особенно запомнилось?
-Каким был зайчишка, когда был маленьким? (трусливым, пугливым) Помогите мне прочесть фразу о том, как бедный зайчик всего боится (читаю начало, дети дополняют слова)
-Расскажите, как хвастал заяц, когда вырос.
-А как случилось, что все зайцы поверили в храбрость зайца?
-Что вы можете сказать о герое сказки? Какой он? (в этом выражена главная мысль) Если трусливый, почему? Если храбрый, почему? (разбирать все слова, предложенные детьми: хитрый, спрятался и т д)
-А действительно ли заяц был храбрым? (на самом деле он так и остался трусишкой)
-А если бы он снова встретился с волком, поступил бы он так же, как в этот раз, как вы думаете? (Наверное, нет, в первый раз у него вышло это случайно, он сам испугался)
-Почему же тогда писатель назвал свою сказку «Сказка про храброго зайца»? (Он наоборот, хотел показать, что заяц трусишка и хвастунишка к тому же)
-Да, хвастливость его подвела
-Ребята, а вам было жалко зайца? В какой момент? Почему?
Физминутка (игра «Зайка серенький сидит»)
-Вспомните, какими разными словами автор говорит о том, как собирались зайцы на полянку послушать хвастунишку: маленькие зайчата. (сбежались, старые зайчихи (приплелись, -показать мимикой, жестами
-Подумайте, почему именно так сказал писатель? Можно ли было так сказать : сбежались старые зайчихи? Почему нет?
-Как вы думаете, какими словами можно сказать о том, как шли на полянку взрослые зайцы? (Важно, не спеша, солидно)
-А как зайца –хвастуна слушали другие зайцы? (Они над ним смеялись, все думали, что он смешной и глупый)
-А как описывается веселье зайцев? (Молодые зайчата (хихикнули, старушки –зайчихи. (засмеялись, старые зайцы… (улыбнулись)
Рассматривание иллюстраций (одновременно с игрой)
Игра «Скажи по –другому» (подбор слов, близких по смыслу, объяснение их)
«Душа в пятки ушла» -очень сильно испугался
«Задал стрекача» -когда та говорят? (очень быстро, стремительно побежал)
«Гонится по пятам» -догоняет, уже очень близко
«Выбился из сил» -очень устал бежать, нет больше сил
«Замертво свалился под куст» -не мог больше двигаться, упал и лежал не шевелясь, как мертвый
Рассматривание иллюстрации другого художника (Рачев) «Заяц –хвастун»
Инсценировка:
-А теперь давайте мы изобразим сначала хвастливого зайца, а затем перепуганного (с помощью мимики и жестов). Заяц может и слова сказать с правильной интонацией: голова поднята, грудь вперед, бьет себя в грудь и т д -3 ребенка
Остальные дети могут быть зайцами : они веселятся, говорят друг другу фразы из текста.
Сказка, прочитанная тобой, входит в сборник «Алёнушкины сказки». Как ты думаешь, почему писатель дал такое название своему сборнику?
Дело в том, что все произведения в сборнике рассказываются девочке Алёне, которая является вымышленным персонажем.
С ней читатель знакомится ещё в самом начале сборника.
То есть автор подаёт свой сборник в виде сказок, что посвящены определённому человеку.
В этом случае им является персонаж Алёна.
Такая задумка автора очень интересна.
Читая отдельное произведение, а не весь сборник, нельзя догадаться, что это сказка для определённого слушателя.
2. Каким изображён Заяц в начале сказки?
Знакомясь с главным героем, мы узнаём, что с детства он был очень трусливым, боялся всего вокруг.
Поэтому первые строки произведения вызывают жалость к маленькому зверьку, который имел слабый характер.
Но в один момент всё переменилось – Заяц решил стать храбрецом.
Процесс его перевоплощения происходил очень забавным образом: от хвастовства и преувеличения до перепуга и реального бесстрашия.
Было очень интересно наблюдать за такой историей маленького зверька.
Стихотворение «Мужичок с ноготок» – анализ по плану
Вариант 1
Николай Алексеевич Некрасов — известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков. В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.
В стихотворении «Мужичек с ноготок» из поэмы «Крестьянские дети», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым — теплом. И его тоже нужно добывать. В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.
ля еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем, и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы.
Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».
Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярче ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно.
Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно
Детям в его творчестве отведено особое и важное место