«сказки водят хоровод». конспект занятия по национальным ненецким сказкам

Долганский фольклор

Талантливые рассказчики и исполнители фольклорных преданий пользовались у долган
большим уважением, их считали избранниками добрых духов.

Для долганского фольклора характерно смешение самобытных черт с заимствованиями из
русских сказок, эвенкийских повествований о разбойниках, якутского эпоса олонхо.
Наиболее распространенный жанр – сказки: волшебные, бытовые и о животных.
Нарисованные талантливыми сказителями образы, по представлениям долганов, могли
становиться видимыми. Поэтому былины не рассказывали накануне охоты, чтобы не
спугнуть добычу.

Однажды убили эти люди по пути орла и стали делить его перья. Из-за дележа принялись
спорить и пререкаться: одному, мол, мало, а другому много перьев досталось Один
человек другому стал говорить:
– Мало перьев дал ты мне. Не стану теперь говорить на твоем языке!
И каждый из этих людей стал говорить на другом языке. Вот откуда пошли долгане,
якуты, тунгусы и самоеды. Вот почему появились народы, говорящие по-разному.

Долганская сказка «Откуда пошли разные народы»

Ненецкий фольклор

В фольклоре ненцев много загадок, тематика которых связана с повседневной жизнью:
природой тундры, кочевым бытом, повседневными занятиями.

У ненецкого фольклора две особенности – персонификация изложения (наряду с героями
действующим лицом становится и сам сказ, мынеко) и реалистический характер эпоса.
Благодаря этому предания становятся важным источником сведений об истории, быте,
обычаях и хозяйственной деятельности ненцев. Христианизация ненцев, начавшаяся в
XIX веке, существенно не повлияла на их верования, согласно которым весь окружающий
мир населен духами. Духи – хозяева местностей – главные действующие лица заговоров и
преданий, они играют важную роль в легендах и волшебных сказках.

Очень давно это было. Много лет тому назад солнце над ненецкой землей не скрывалось с
неба. Озера и реки тогда, словно вода в котле, кипели, столько в них было рыбы. От
берегов морей до самых лесов паслись оленьи стада… Голубых и белых песцов не
переловить было капканами. Каждой весной тучами налетали гуси, утки и лебеди. Весело
жилось ненцам в тундре.

Ненецкая сказка «Как могучий орел вернул ненцам солнце»

Дура?

— Почему же это сразу — дура? — спрашивает. — Разве на бережку плохо?

— Ещё бы не плохо, — говорит Судак. — Совсем жить нельзя!

— А в воде, выходит, можно?

— В воде-то? Сравнила тоже! В воде знай плавай в своё удовольствие!

— А если я плавать не умею?

— Плавать не умеешь? — удивился Судак. — Вот смехота! Да ведь это проще всего — плавать! Войди в воду — сразу и поплывёшь!

— А не утону?

Судак со смеху чуть не захлебнулся. Даже пузыри пустил.

— Да что ты, — говорит, — кто же это в воде тонет? Мы вот, рыбы, всю жизнь в воде живём, и ни одна, слава богу, не утонула!

Вошла Выдра в воду осторожно-осторожно: сперва по грудку, потом по шейку… поплыла, поплыла… да вдруг как кинется на судака!

Ительменский фольклор

По ительменским легендам, ворон Кутх сотворил животных, изобрел лодку, научил
людей ловить рыбу и первым начал шить теплую меховую одежду.

В ительменском фольклоре находят отражения верования, связанные с поклонением
духам-хозяевам: анимизм, тотемизм. Многих животных ительмены наделяли
человеческими качествами – в частности, бытовало представление о мышах как о особом
народе, состоявшем из нескольких племен. В народных сказках мыши хозяйственны и
сообразительны. Если ительмены находили мышиные запасы, то не трогали их: считалось,
что, не найдя еды, мыши покончат жизнь самоубийством.

Посмотрел Кутх в окно и увидел катающихся мышей. Ах, вот кто мне свет заслоняет! –
воскликнул Кутх, взял свои штаны и вышел на улицу. Подошел близко к мышам и сказал:
– Это вы здесь катаетесь? Ну-ка, я вас покатаю, внучата. Скатитесь вот сюда – в мои
штаны.

Ительменская сказка «Кутх и лиса»

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»

Асмик Аракелян Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»

Конспект к занятию по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».

Программные задачи:

-продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;

-расширять знания о своеобразии жизни народов Севера;

— обратить внимание детей на национальный колорит сказки;

— развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;

— учить детей оценивать поступки героев произведения;

-развивать связную речь;

— воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.

Учить понимать и оценивать характер персонажей, закреплять представление о жанровых особенностях сказки, как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.

Словарная работа: чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере.

Оборудование: игрушка – олень, иллюстрации с изображением природыСевера, глобус.

Небылица перепутаница

Плыл по морю пароход,
Рыбы плавали в реке,
Кот мурлыкал на песке,
По тропинке пешеход
Шел с кошелкою в руке,
Шел, шел, шел …
Вдруг поднялся сильный ветер,
Перепутал всё на свете,
И на том же самом месте:
Плыл по морю пешеход,
Кот барахтался в реке,
Рыбы грелись на песке,
По тропинке пароход
Шёл с кошёлкою в руке.
Вот!
(Р. Фархади)
***
Однажды я видел, как в цирке слон
Прыгнул прямо с земли на балкон,
Потом он допрыгнул до самых небес
И до сих пор оттуда не слез.
***
Небылица в лицах, небывальщина,
Небывальщина, да неслыхальщина.
По поднебесью сер медведь летит,
Он ушками, лапками помахивал,
Он чёрным хвостом да принаправливает.
Небылица в лицах, небывальщина,
Небывальщина, да неслыхальщина.
На горе корова белку лаяла,
Ноги расширя да глаза выпуча.
Небылица в лицах, небывальщина,
Небывальщина, да неслыхальщина.
На дубу свинья гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела.
Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.
Малы деточки поросяточки
По сучкам сидят, по верхам глядят,
По верхам глядят, улететь хотят.
Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.
Таракан гулял, гулял за печью,
Вдруг да выгулял он на белый свет.
Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.
Увидал таракан в лохани воду:
— А это ль, братцы, море синее? –
Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.
Увидал таракан – из чашки ложками хлебают:
— А не то ли, братцы, корабли бегут,
Корабли бегут, на них гребцы гребут?
Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.

 

***
Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь подгоняет мужика кнутом.
***
Ехал, ехал по дорожке
Тимошка в лукошке,
Петька в сапожке,
Кузька на одной ножке,
Сенька в стакане,
А Ваня на таракане.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно, на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
***
Жил высокий гражданин
Маленького роста.
И ходить ему в окно
Было очень просто.
Раз в морозный летний день
Утречком под вечер
Изнывая от жары
Вдруг залез на печь он.
С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!
Над землей арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
-Я горчица, я лимон!
Я закрылся на ремонт!
Ям-тирьям-тирьям, в коляске
Две усатых Свистопляски
Босиком, бегом-бегом
Ловят ветер сапогом!
По реке бежит буфет,
В нем лежит
Большой Секрет,
Он снимается в кино,
Всем понравится оно!
(Ю. Мориц)

***
Как у вас поживают?
— На босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Наши сани едут сами.
А лошади наши — с усами,
Бегают в подполье за мышами.
— Да ведь это кошки!
— Комара тебе в лукошке!
Наши кошки живут в гнезде
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор: — «Кар, кар!»
— Да ведь это вороны!
— Мухомор тебе вареный!
Наша — то ворона ушаста,
В огороды шастает часто.
Скок да скок, через мосток,
Белым пятнышком хвосток.
— Да ведь это зайчонок!
— Огурцов тебе бочонок!
Hашего зайца все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.
— Да ведь это волк!
— По лбу тебя щелк!
Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.
— Да ведь это козлище!
— Щелчков тебе тыща!
Hаш козел под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.
— Да ведь это налим!
— Hет, не налим.
Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим Гордится собою,
Hалим Hикодим носит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
(Сапгир Генрих )
***
В детстве увидел и помню поныне:
Кошка шила на швейной машине,
Вдруг взбунтовалась ее машина
И кошке лапу к шитью пришила.
(А. Сергеев)
***
Я видел озеро в огне,
Собаку в брюках на коне,
На доме шляпу вместо крыши,
Котов, которых ловят мыши.
Я видел утку и лису,
Что пироги пекли в лесу,
Как медвежонок туфли мерил
И как дурак всему поверил!
(С. Маршак)
***
Плыл троллейбус в океане,
В небе ехал теплоход.
Как по снегу, по сметане,
Лыжники пошли в поход.
На коньках верблюд катался,
Щука грелась на суку,
Слон на дерево забрался
И запел: — Ку-ка-ре-ку!
Сел медведь в свою ракету
И поехал на вокзал…
Я не сам придумал это.
Это Костя мне сказал.
Он на выдумку — мастак!
А может, и бывает так?
(Сергей Баруздин )

Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!

Кукушка

В древние времена, когда на небе было два солнца и на земле всегда день белый сиял, кукушку считали первой певуньей.

Сядет кукушка на ветку, голову гордо вскинет, хвост расправит и поет, на всю тайгу разливается. И птицы, и звери слушают, кукушку хвалят.

Пришла пора всем птицам яички откладывать, птенцов выводить. Птицы заторопились: мох, траву, ветки таскать начали, гнезда новые вить, постель теплую готовить.

Только кукушка еще больше важничает, над птицами смеется, песнями по тайге разливается. Собрались птицы, говорят:

— Как певунья наша жить будет? Как род свой на земле сохранит?

Услыхала кукушка те птичьи речи, пуще смеется:

— Эко, глупые. Не думаете ли вы меня заставить гнезда. вить, птенцов высиживать.

А кукушка по-прежнему смеется, песнями по тайге разливается.

Пришла пора и ей яички откладывать, но гнезда-то у нее нет.

Полетела она к озеру, видит: между кочек, в камышах, утка на яйцах сидит, старается. Кукушка ей говорит:

— Эко, милая, сидишь голодная, слетай покормись, я яички твои охранять стану.

Утка послушалась, полетела. Кукушка одно яичко из утиного гнезда выбросила, свое положила.

Вернулась утка, села на яички. Кукушка улетела, на другой день прилетела она в поле, видит: куропатка в траве на яичках сидит, старается. Кукушка ей говорит:

— Эко, милая, сидишь голодная, слетай покормись, я твои яички охранять стану.

Куропатка прилетела, села на яички. Кукушка улетела! На третий день прилетела она к сухой осине, на ней большое гнездо, в нем ворона на яичках сидит, старается. Кукушка говорит:

— Эко, милая, сидишь голодная, слетай покормись, я твои яички охранять стану.

Чукотский фольклор

Главный персонаж чукотских мифов и сказок – ворон.

Образ ворона, значимый для многих народов Севера, в чукотском фольклоре приобретает
характерные, только ему присущие черты, отличающие его и от ительменского Кутха, и
корякского Куткынекку. Чукотский ворон – это и безымянный творец, продалбливающий
клювом небесную твердь, и прародитель людей, и персонаж, который добывает огонь,
подобно Прометею – а также простак и шут в поучительных сказках о животных.

Представления о тесной связи природы и человека находят отражение в историях о браках
животных с людьми и перевоплощении людей в животных. Особенное распространение у
чукчей получили бытовые сказки.

Собрался старый волк со своей сестрой кочевать на другое место. В это время ворон и
горный баран приехали сватать его сестру.
– Пришли! – сказал волк гостям.
– Ага! – ответили оба жениха.
– Хорошо. Я кочевать собрался, вот вы мне и помогите.
Приехали они на новое место. Поставили ярангу. Волк и говорит:
– Сходи, ворон, в тундру, принеси дров, будем чай пить.

Чукотская сказка «Волк, ворон и горный баран»

Существовал ли водяной на самом деле

Тут мы снова подбираемся к риторическим вопросам. Скорее всего, существование водяного, как мифического персонажа – это просто красивая легенда. А вот что касается происхождения образа – то тут все более туманно. В нашей статье о леших и русалках мы упоминали об изгнанниках, живших в лесу. Само собой, для жизни им тоже нужна была вода, поэтому они нередко селились вблизи водоемов.

Вполне вероятно, что на этих водоемах они встречались с простыми людьми, которые по ошибке принимали их за водяных. Ну а знахарям это было только на руку, меньше знают – крепче спят.

Вот такой он, водяной, дорогие читатели. Как видите, образ его в значительной степени исковеркался христианством. Тем не менее, память о нем не могли искоренить вплоть до 20 века. Ну а хороший это дух или плохой – вы будете судить уже сами. На этом мы заканчиваем нашу статью, всем удачи и до новых встреч.

Сказка о родном крае

Нет человеку ничего дороже родного края, ничего дороже места, где он родился, где вырос, дороже неба, под которым он жил. Да и не только человек — и звери, и птицы — всё живое под солнцем тоскует по родной земле.

Это было давным-давно. Привезли однажды путешественники императору в подарок необыкновенную птицу. Они сказали:

— Это редкая птица. Её пение не сравнимо ни с чем! Она так поёт, что, бывает, солнце в зените замедляет ход и слушает, слушает песню.

Император приказал смастерить для птицы золотую клетку, постелить ей пух молодого лебедя, кормить с императорского стола. Первого министра император назначил главным по уходу за птицей. Он сказал министру:

— Пусть птице будет в моём дворце так хорошо, как не было ей хорошо нигде и никогда. И пусть она услаждает наш слух, достойный самого прекрасного пения.

Всё было сделано, как приказал повелитель. Каждое утро император ждал пения птицы. Но она молчала. «Наверное, птица привыкла к вольному воздуху, ей душно во дворце». Так подумал император и приказал вынести клетку в сад.

Сад императора был самым богатым, самым красивым в мире. Могучие деревья шелестели зелёными кронами, резными листьями. Благоухали редкие цветы всех красок, их привезли сюда со всех концов земли.

Но птица по-прежнему молчала. «Чего ей теперь не хватает? — думал император. — Разве плохо ей у меня? Почему не поёт?»

Император пригласил своих мудрецов. Он хотел послушать их учёные суждения. Одни говорили, что, может быть, птица заболела, и у неё пропал голос; другие — что эта птица не та, которая чудесно поёт; третьи — что, может быть, она вообще никогда не пела. Самый старый мудрец сказал: «Наверное, воздух, который выдыхают люди, отравляет птицу и поэтому она не поёт».

Император подумал и приказал вывезти клетку в лес.

Но и в лесу птица молчала. Крылья опущены, из глаз катятся слёзы.

Тогда император приказал привести пленного мудреца.

— Если дашь нам хороший совет и птица запоёт, получишь свободу, — сказал император.

Пленный мудрец думал семь дней. И сказал:

— Возите птицу по всей стране… Может быть, запоёт.

Три года кочевал император с птицей по своим владениям. Однажды остановились они у одного болотца. Вокруг рос чахлый кустарник, а дальше простиралась унылая сухая степь. Испарения из болот плохо пахли, роилась мошкара. Клетку с птицей повесили на сухую ветку, поставили караульного, и все легли спать.

Когда загорелась на небе утренняя заря и багрянец её стал разливаться всё шире и шире, птица вдруг встрепенулась, расправила крылья, торопливо стала чистить клювом каждое пёрышко.

Караульный это заметил и разбудил императора.

А когда вековечное светило показало свой алый гребень, птица стремительно взлетела, ударилась о золотые прутья клетки и упала на пол. Она грустно огляделась и вдруг тихо запела. Она пропела сто восемь мелодий печали, а когда начала мелодию радости, сотни таких же птиц, как она, слетелись со всех сторон и подхватили её песню. Показалось людям, что это не птицы поют под струны лучей восходящего солнца, а поют их души, которые стосковались по прекрасному.

— Вот откуда родом наша птица, это её родной край, — задумчиво проговорил император и вспомнил свой родной город, где он не был три года.

— Откройте дверцы клетки и выпустите птицу! — повелел он.

И тогда все птицы запели тысячу песен хвалы родному краю, тысячу и одну песню хвалы свободе.

Вот что значит родная земля и свобода! Петь можно лишь там, где ты обрёл жизнь.

Пересказал Марк Ватагин

Текст сказки:

Вот что было. Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.

Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежу промочат, а мать – суши.

Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит:

– Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.

– Я без пимов. Другой говорит:

– Я без шапки. Третий говорит:

А четвертый и совсем не отвечает. Сказала тогда мать:

– Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть – заглянул в чум.

Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает.

И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится.

Наперсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума. Закричал старший сын:

– Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей:

– Мама, мы тебе водички принесли. Отвечает им мать:

– Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я.

Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают.

Меньшой сынок кричит:

– Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!

Отвечает мать издали:

– Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей – по камням, по болотам, по кочкам.

Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Сказочные рыбы

Страница 1 из 2

Самой известной сказочной рыбой можно назвать щуку из сказки «По щучьему велению». Главный герой сказки Емеля случайно ловит ее, когда приходит на реку за водой. Он хочет отнести добычу домой и сварить из нее уху, но щука просит отпустить ее. Емеля жалеет пойманную рыбу и выполняет ее просьбу. Взамен щука учит его волшебным словам, произнеся которые Емеля может исполнить любое свое желание.

Еще одна рыба-волшебница — это рыбка из сказки «Золотой башмачок». Эта сказка сюжетом почти полностью повторяет знаменитую «Золушку», только в роли феи-крестной выступает рыбка. Главная героиня сказки получает ее в подарок от отца, но вместо того, чтобы съесть, выпускает рыбку в колодец. Затем мать, которая любит сестру героини больше нее, уезжает в церковь вместе со своей любимицей. А младшую дочь она заставляет тем временем вычистить две меры ржи. Однако рыбка помогает девушке. Она отправляет ее в церковь, а сама берется с помощью волшебства сделать всю тяжелую работу. В церкви девушку замечает царевич. Он хитростью крадет у нее башмачок. После он находит полюбившуюся ему девушку, примерив на нее башмачок, и женится на ней. В другой сказке рыба выступает как некий эквивалент нижнего мира, царства мертвых. В этом предании Ивана проглатывает щука, которая сама изрыгает его. То есть герою для того, чтобы воскреснуть к новой жизни, нужно побывать в мире мертвых.

Устрашает героев сказок рыба-чудовище или чудо-юдо (чудо морское). Как правило, это кит. Однако чудо-юдо может стать незаменимым помощником. В преданиях о чуде-юде отразились мифы о трех китах, которые держат на своих спинах Землю.

Легенды и мифы различных народов о рыбе как о символе плодородия нашли воплощение в русской народной сказке «Иван Быкович». В этом сказании царица, страдающая бесплодием, видит во сне златоперого ерша из пруда неподалеку от дворца. В сновидении она узнает, что если съест эту рыбу, то может забеременеть. Проснувшись, она приказывает поймать ерша и отдает любимой кухарке приготовить рыбу к обеду. Царица съедает ерша, остатки ее обеда доедает кухарка, а потроха рыбы отдают корове. В результате одновременно беременеют и царица, и кухарка, и корова. В одно время они рожают трех богатырей.

Взамен за доброту сказочная рыба может оказать услугу. Она может найти оброненное в море кольцо или помочь рассмешить царевну-несмеяну.

Предыдущая 1 Следующая

Можно ли было противостоять водяному

Древние славяне считали, что в своей стихии водяной является сильнейшим духом, которого невозможно победить. Именно поэтому они старались поддерживать с ним хорошие отношения. Однако нередко водяной выбирался на сушу, где ему приходилось сталкиваться с другими духами. На суше сила водяного была куда меньшей, поэтому известно много легенд, согласно которым он часто «получал» от домовых или леших и все заканчивалось тем, что он убегал к себе в пруд. Но если другому духу нужно было на воду, то пощады от водяного можно было не ждать.

Как и любого другого духа, водяного нельзя было убить, но можно было отпугнуть при помощи железа, а впоследствии и меди. Считалось, что его это разозлит еще сильнее, но это позволяло человеку спастись. Впоследствии же, чтобы помириться с водяным, пострадавший должен был хорошенько его задобрить дарами и честно попросить прощения.

Что касается моментов, когда водяной выходил на сушу, то тут все было несколько иначе. В таких случаях он предпочитал действовать не силой, а хитростью, заманивая путников в воду. Главное, в такие моменты, устоять перед чарами водяного. Считалось, что если в такой момент уколоть себя железной иглой, то на мгновение водяной предстанет в истинном облике, а чары его развеются.

Энецкий фольклор

Зарисовки об оленеводстве и других традиционных промыслах легли в основу многих
сказок энцев.

Энецкий фольклор разнообразен: в нем есть и мифы, и исторические предания, и сказки о
животных, и небольшие былички. В эпическом фольклоре выделяют жанры «дёре» –
рассказы о реальных исторических героях, и «сюдобичу» – повествования о событиях и
героях мифологических. Их обычно исполняют речитативом с устойчивой ритмической
структурой.

Пошел мальчик вдоль реки. Поставит цель, выстрелит и снова идет. Шел-шел и увидел у
реки яр. Дошел до него и стал думать: где же он находится, близко ли, далеко ли от чума.
Смотрит – стоит большая черная птица ниохи, похожая на орла.
Подошел мальчик поближе к птице ниохи и заплакал. Позабыл, где он находится, не
знает, где чум.
Говорит тут ниохи:
– Что ты плачешь? Иди сюда. Я ведь умею говорить человеческим голосом.

Энецкая сказка «О мальчике и чудесной птице»

Корякский фольклор

Персонажами корякских сказок и легенд часто выступают рыбы и морские животные.

В корякском фольклоре мифы часто переплетаются с мотивами сказок и былин.
Центральный персонаж мифов – ворон, предок коряков и их защитник, выступающий
посредником между людьми и божественными силами. Особенность исторического
фольклора коряков – ярко выраженный локальный характер. В каждой территориальной
группе рассказывают о своих событиях и персонажах.

Жила когда-то в тундре красивая девушка – дочь ворона. Женихи давали отцу за дочь
большие стада оленей или готовы были сами идти в пастухи на три года.
Отец прочил в зятья старшего соседского сына. Дочь же хотела полосатого кита, – она
давно его любила.

Корякская сказка «Ворон и кит»

Умная сказка о воде

Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее

Вскоре Ручеек превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река

Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром. Пар поднялся высоко-высоко и спросил у Солнца:
— Солнце, зачем ты меня высушило?
Солнце и отвечает:
— Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро!

Пар спрашивает:
— Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?
Солнце улыбнулось и ответило:
— Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь!

Пар воскликнул:
— Точно! Спасибо тебе, Солнце!

И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали:
— Спасибо тебе, Дождик!

А Дождик собрался вновь в звонкий Ручеек и потек, весело побежал по земле. Ему было очень радостно и приятно, что он сделал что-то хорошее для Матушки-Природы. Ручеек был очень доволен. Дальше он побежал очищать Моря и Океаны от соли.

Ручеек добрался до Моря и крикнул ему:
— Здравствуй, Море!
Море ответило:
— Привет, звонкий Ручеек! Чего ты хочешь?

Ручеек сказал:
-Можно взять у тебя немного соли в пищу людям?
Море задумалось:
— Ладно, Ручеек, вот тебе моя соль. Используй ее, как хочешь.

Ручеек обрадовано ответил:
— Да, хорошо! Спасибо тебе, Море!

Они попрощались, и Ручеек отдал соль в пищу людям, чтобы они были здоровыми, а потом принял свой первоначальный облик.

Вода обратилась к Природе и сказала:
— Природа, я сделала тебя красивой, я сделала людей здоровыми, я помогла Морю избавиться от лишней соли. Я выполнила свое предназначение.
Природа отвечает:
— Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!

На том и разошлись. Вода, выполнив свое предназначение, вернулась к себе домой и стала спокойно жить и делать добро всему миру.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Хаски-мания
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: