Сказка как мать превратилась в птицу. ненецкая народная сказка

Сравнение сказок народов севера, имеющих с одинаковое название «Кукушка»

Слайд 1

Выполнила: ученица 5 А класса Селина Лиза Сравнение сказок народов севера, имеющих с одинаковое название «Кукушка»

Слайд 2

Цель работы Сравнить две сказки «Кукушка», выявив общее и различие в теме, идее, образах и выразительных средствах произведений. Задачи: 1. Собрать информацию о двух народах Севера: эвенках и кето . 2. Собрать информацию об особенностях птицы кукушки. 3. Определить значение образа – символа кукушки в мировой литературе.

Слайд 3

НАРОДЫ СЕВЕРА. ЭВЕНКИ Эвенки ( эвэнк — самоназвание) — народ, живущий на территории, расположенной от побережья Охотского моря до Енисея и от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и до реки , Эвенкии и Красноярском крае. Народ этот образовался в результате смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами

Слайд 4

НАРОДЫ СЕВЕРА. кеты Кеты — чудом сохранившаяся народность, проживающая вдоль берегов Енисея. Основная зона обитания кетов — северная часть Красноярского края. Большая часть народности проживает в удаленном от Красноярска более чем на 1 000 км Туруханском районе, вдоль притоков Енисея рек Курейка, Подкаменная Тунгуска, Турухан, Нижняя Тунгуска, Елогуй . Порядка 20% кетов живет в селе Суломай Эвенкийского района.

Слайд 5

кукушка Трудно представить лес без кукушки. Кукушка –птица осторожная и скрытная. Питается различными насекомыми, которых поедает почти весь день в больших количествах. Она не строит гнёзд, а подкладывает свои яйца в чужие гнёзда.

Слайд 6

ОБРАЗ КУКУШКИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Кукушка — один из самых поэтических мифологических персонажей. С образом кукушки связывают целый ряд обрядов, поверий и представлений. В литературном аспекте кукушка, в первую очередь связана с мотивом одиночества. Кукушка всегда одна, у неё нет пары. Кукушка не только не имеет пары, но ещё и подкидывает свои яйца другим птицам.

Слайд 7

Сравнение сказок Кетская сказка Эвенкийская сказка Вид сказки В олшебная О животных герои люди птицы тема Легенда о возникновении речек Елогуй и Келлог. Объяснение, почему кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда. идея Материнская любовь спасает от бед, мать всегда со своими детьми. Мать печалится о своих детях. символы Мать превращается в кукушку, которая летает над своими детьми – реками. Символ материнской любви, одиночества. Кукушка – мать, «о детях своих печалится, о них стонет, жалобно кукует». Символ материнской любви, одиночества. Изобразительно – выразительные средства Олицетворение, обилие глаголов. Олицетворение, эпитеты Сказочные приемы — Троекратность действия

Слайд 8

Выводы Оба народа хорошо знали особенности поведения кукушки, т. е. были наблюдательны, жили в единении с природой . Обе сказки объясняют тот факт, что кукушка — одинокая птица. В обеих сказках кукушка, как и в мировой литературе, является символом материнской любви, одиночества. Народы Севера без осуждения относятся к кукушке, они сочувствуют горю матери. Но кеты помимо того, что показывают свое отношение к кукушке, через легенду объясняют название рек Елогуй и Келлог. Это больше сближает сказку с легендой.

Сказка о кукушке

Урок литературного чтения по теме «Кукушка» (ненецкая народная сказка). 2-й класс

Класс: 2

Цели и задачи урока:

– развитие внимания к собственным переживаниям, вызванными конкретным произведением, умение передавать их; – формирование умения понять внутренние состояние персонажа, обосновать сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре, об особенностях кукушки; – развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа; – воспитание любви к своей матери.

Оборудование: учебник Э. Кац

“Литературное чтение” 2 класс I часть, рабочая тетрадь № 1 к учебнику Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс, аудиозаписи голоса кукушки, сказки Кукушка”, детской песни “Кукушка”, презентация, ИКТ, реквизит к русской народной сказки “Каша из топора”.

Ход занятия

1. Игровой момент. «Ключик, ключик золотой!

Сказку новую открой

Кто может прочитать название сказки

? Как вы думаете, о ком этасказка ? Кто такаякукушка ? Что вы знаете о ней? Отвечает подготовленный ребенок. (Кукушка — перелетная птица . Она не строит гнездо,свои яйца подкладывает в чужие гнезда. Никогда не заботиться о своем потомстве.)

Какие бывают сказки

?(о животных, волшебные, бытовые)Сказки каких народов вы знаете ?(русские, казахские, украинские и т. д) «Кукушка

» — этоненецкая народная сказка . Кто такие ненцы? Отвечает подготовленный ребенок. (Ненцы — это жители севера. Занимаются оленеводством. На севере очень длинная и холодная зима, поэтому люди носят теплую одежду из меха и оленьих шкур.)

2. «Мастерская слов»

В шкатулке что-то лежит. (иллюстрации)

Что такое чум? Подготовленный ребенок : чум — это жилище северныхнародов , покрытое шкурами оленей, по форме похож на шалаш. Что такое малица? Подготовленный ребенок : малица — это одежда из оленьих шкур с капюшоном мехом вовнутрь. Что такое пимы? Подготовленный ребенок : пимы- это у северныхнародов меховые сапоги .

3. Рассказывание сказки воспитателем

4. Физминутка. (воспитатель читает, дети показывают действия)

Жила на земле бедная женщина. Дети одежду промочат, а женщина — сушит. Снегу натащат, а мать — убирай. И рыбу она ловила на реке. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, просит принести ей воды. Мать встала посреди чума, малицу надевает. Берет мать доску, она превращается в хвост. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей, вылетела из чума.

5. Индивидуальное задание. (5 детей отгадывают ребус по первым буквам предметных картинок. У каждого одно слово.)

6. Беседа по сказке

: Почему мать превратилась в птицу и покинула свой дом? Как вы относитесь к своим мам? Чем помогаете своим близким и родным? Какие слова говорите своим мамам, когда они устают?

7. Пословицы и поговорки. Какие вы знаете пословицы и поговорки о матери? («При солнышке тепло, при матери добро», «Нет такого дружка, как родная матушка», «Материнская ласка не знает конца»)Что они означают?

Ребята отгадали ребус. Назовите свои слова. («Сердце матери лучше солнца греет»)

Кто может повторить пословицу? Как понять?

8. Итог. Рефлексия. Как называется сказка

? Кто ее автор? Какая этосказка ? Вам понравился конецсказки ? Какой конецсказки предложили бы вы ? Из трех цветных полосок выберите две : первая — это ваше настроение в началесказки , а вторая — ваше настроение в концесказки . Какие полоски выбрали вы? Почему? Я выбрала три полоски : в началесказки у меня было спокойное настроение поэтому желтая полоска, синяя — в середине, потому, что заболела мать и дети не дали ей воды, красная полоска в концесказки потому , что мать улетела и дети остались одни.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Пословицы к ненецкой сказке «Кукушка» (2 класс)

Ненецкую сказку «Кукушка» проходят дети во 2 классе, и среди заданий могут встретиться такие:

  • Определите, какая пословица подходит к сказке «Кукушка»;
  • Подберите пословицы, подходящие к сказке «Кукушка»;
  • Подберите пословицы, выражающие смысл сказки.

Сказку неспроста выбрали для изучения в школе. Она содержит глубочайший смысл и раскрывает очень важную тему взаимоотношений между родителями и детьми. Сказку полезно также прочитать детям дошкольного возраста, если те не слушаются и расстраивают маму.

Ненецкая сказка повествует о семье, в которой только мать и четверо детей. Мать трудилась и трепетно ухаживала за детьми. А они, в свою очередь, не слушались ее, играли и шалили. В трудную минуту, когда мама заболела, дети не пришли на помощь. Обернувшись птицей, мать собралась покинуть свой дом. Дети осознали, как дорога им мама, только когда ее не стало.

Таким образом, сказка учит людей бережно относиться к родителям, ценить и уважать их. Но, к сожалению, пока близкие люди рядом, мы склонны не замечать их добрых поступков. А потом бывает уже поздно. Нужно ценить добро и любовь близкого человека здесь и сейчас, отвечать добром на добро.

К ненецкой сказке «Кукушка» подходят русские народные пословицы о добре и любви, о родителях и детях:

Не плюй в колодец пригодится водицы напиться. Гулять — гуляй, но отца и мать уважай. Не плюй в колодец — пригодится воды напиться Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает. При солнышке тепло, при матушке добро. Плохо ветвям без ствола. Все купишь, а отца-матери не купишь. Родную мать никем не заменишь. Родительское сердце — в детях, а детское — в камушке.

Радуется сердце тяти от ласкового дитяти. Коли есть отец и мать, так ребенку благодать. Детки деткам рознь. Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается. Птица рада весне, а дитя — матери. У отца с матерью за пазухой — и на морозе тепло. Во всяком хлебе есть мякина: бывает добр и худ детина. Дай детям полную волю — сам наплачешься. Малые дети заснуть не дают, большие вырастут — сама не спишь. Без матушки родной и цветы не цветно цветут. На свете все сыщешь, кроме отца с матерью. Детей растить — осинку глодать. В семье — любовь да совет, так и нужды нет. Семья вместе — и душа на месте.

Нет такого дружка, как родимая матушка. Кто матери не послушает, в беду попадет. Около матки хорошо дитятке. Ребенок без матери, что стол без скатерти. Мать при детках, что птица в клетке.

Добро не лихо — ходит тихо. Нет худа без добра. За добро добром и платят. Истинное добро всегда просто.

Кукушка кукует, по бездомью горюет. Кукушка на радость в лесу, ребёнок на радость в дому. Кукушка не мать, не каждому судьбу поймать. Кукушка не мать, не каждому счастье поймать. Кукушка своего гнезда не вьёт. О том кукушка кукует, что своего гнезда нет. Скуковала кукушка на голый лес.

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе на тему по развитию речи:

«Пересказ ненецкой сказки Кукушка»

г. Санкт — Петербург

Тема: Пересказ ненецкой сказки «Кукушка»

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, находить в них подтексты и узнавать новое, ранее неизвестное.

Обучающие задачи: расширять знания детей о народах Севера, об их нравах и обычаях.

Развивающие задачи: развивать внимание, связную речь, мышление, познавательную активность. Воспитательные задачи: воспитывать положительные нравственные чувства: доброты, дружбы, заботы, сочувствия, желания помочь, утешить

Воспитательные задачи: воспитывать положительные нравственные чувства: доброты, дружбы, заботы, сочувствия, желания помочь, утешить.

Предварительная работа: просматривание презентации «Условия жизни людей на крайнем Севере».

Оборудование: использование интернет-технологий – видео о птице кукушке, о народности ненцы.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I. Слайд кукушка и загадка.

Глаз чужих я не люблю,

За собой всегда слежу,

Скрытно очень я живу,

Детками не дорожу,

Если яйца я снесу,

В дом чужой их отнесу,

Тут же быстро улечу.

О ком идет речь?

Читаю текст ненецкой сказки «Кукушка» (прилагается).

Дети, как можно озаглавить прочитанный текст? (дети предлагают).

Это – ненецкая сказка «Кукушка».

Все ли вам понятно в этой сказке?

  1. Что вы знаете о ненцах?
  2. Где живет этот народ?
  3. Как называется их жилище?
  4. Какую одежду они носят?
  5. Чем они занимаются и их одежда (чум, пимы, малица, наперсток).

А теперь давайте попробуем пересказать эту сказку:

  1. Каждый человек по очереди по предложению
  2. Попробовать от первого лица (мы жили в чуме..)

После пересказа ответы на вопросы:

  1. Почему женщина заболела?
  2. Как дети заботились о больной матери?
  3. Почему мать превратилась в кукушку?

Игра: «Угадай сколько?» Читаю предложение – дети называют из скольки слов состоит предложение.

II. Даются картинки по сказке – дети составляют свое предложение.

Мы знаем любое предложение состоит из слов, а из чего состоит слово (слоги).

Игра: «Хлопни в ладоши» (сколько слогов, столько и хлопков).

Мать превратилась в кукушку, а как будут называться ее дети?

Кукушка – кукушонок (ед.ч.) – кукушата (мн.ч.)

Сова – совенок – совята

Журавль – журавленок – журавлята

Снегирь – снегиренок – снегирята

Прочитав сказку «Кукушка» и загадку о кукушке, что вы можете о ней сказать, какая она? (хитрая, вредная).

Краткий пересказ (три предложения) сказки.

Скажите, кого вам жаль в этой сказке?

Как вы думаете, справедливо наказаны дети?

Игра: «Цветы слова» (слова – антонимы)

Вокруг каждого листа выкладываются цветы слова и в конце открываются портреты.

А теперь мне хочется спросить у вас, чему вас научила сказка? Скажите, могли бы вы рассказать эту сказку от первого лица? Если да, то расскажите. Если нет, то объясните почему? (не все согласятся оказаться в роли неблагодарных детей).

Вывод: в жизни бывает по-разному. Среди хороших поступков могут быть и плохие, но мы с вами должны иногда и в плохом пытаться находить что-то хорошее. Оно всегда есть, пусть даже мало. В защиту кукушки мы можем сказать, что прежде чем подложить свои яйца в чужое гнездо, она смотрит, чтобы они не отличались от лежащих уже в гнезде яиц. И потом издали она наблюдает за судьбой своих яиц. А еще она поедает волосяных гусениц, от которых могли бы погибать деревья. Другие птицы их не трогают, так как боятся. Поэтому о кукушке сегодня в ее защиту можно сказать, что она заботливая и трудолюбивая.

LiveInternetLiveInternet

  • ДОМАШНИЙ УЮТ. (336)
  • житейские хитрости (272)
  • МАГАЗИНЫ. Что,где купить.. (13)
  • Жизнь замечательных людей. (6)
  • Антишарлатанское (3)
  • Астрология (93)
  • Нумерология. (48)
  • без выпечки (0)
  • Блюда из мяса. (86)
  • говядина (11)
  • курица (24)
  • птица (12)
  • свинина (13)
  • субпродукты (25)
  • Блюда из рыбы. (342)
  • в масле (12)
  • Мидии (3)
  • запеченная (37)
  • разное (78)
  • селедка (79)
  • скумбрия (73)
  • суши (44)
  • Хе (14)
  • ДАЧА… (119)
  • «Комнатные цветы» (15)
  • живопись (47)
  • графика (4)
  • Заготовки. (7)
  • Законы (2)
  • Здоровье + гармония = красота . (365)
  • Макияж (15)
  • су-джок массаж (3)
  • Растирки (2)
  • Причёски (22)
  • Физ — Культура (91)
  • фитотерапия (119)
  • ЗЗЛ (80)
  • Евреи в искусстве, науке, литературе, политике. (43)
  • игры (3)
  • Кино онлайн. (52)
  • КУЛИНАРИЯ (766)
  • «восток», «запад» , «севе (151)
  • Китайская кухня… (20)
  • пельмени (15)
  • Соус (2)
  • паста (2)
  • Лук (1)
  • макароны (1)
  • Жюльен (1)
  • блины (21)
  • блюда в мультиварке (1)
  • в духовке (40)
  • видео , технология блюд. (7)
  • выпечка на масле. (4)
  • закуски (41)
  • капуста (25)
  • КАРВИНГ (31)
  • Консервирование (50)
  • напитки (31)
  • остренькое (19)
  • пицца (14)
  • прянности (18)
  • Рецепты известных кулинаров и блогеров (2)
  • салатик (17)
  • СВЧ (2)
  • супчики….. (60)
  • тесто (89)
  • тыква , овощи (48)
  • удобно…… (45)
  • Фасоль (2)
  • шампиньоны (6)
  • штрихи (32)
  • Мифология (16)
  • Музыка (22)
  • Народные рецепты. (26)
  • Питание (245)
  • быть в форме (196)
  • Планета ЗЕМЛЯ…… (344)
  • Документальное кино. (19)
  • ДУХ ,бытие . непознанное (45)
  • Притчи, цитаты,афоризмы. (193)
  • притчи (106)
  • Книги (2)
  • ПСИХОЛОГИЯ (826)
  • Это все о нем ….. (27)
  • восприятие …. (17)
  • возраст (17)
  • Для женщин (16)
  • Память (8)
  • Философия (4)
  • цвет- значение (3)
  • Способности (1)
  • тесты (1)
  • возраст (77)
  • Нипознаное……. (83)
  • отношения (129)
  • Психосоматика (27)
  • психотерапия (22)
  • разное (233)
  • Семья. Он и Она. . (113)
  • Цитаты из книги. (29)
  • эмоции (51)
  • Радиоспектакли,Аудиокниги (26)
  • РИСОВАЛЬНОЕ.. (80)
  • РУКОДЕЛИЕ (943)
  • Журналы (21)
  • валяние (17)
  • батик (13)
  • Папье маше (1)
  • вышивка (47)
  • ВЯЗАНИЕ НА ЛУМЕ (ТЕНЕРИФЕ) (9)
  • вязаный пэчворк (13)
  • крючок (117)
  • кумихото (10)
  • на вилке (42)
  • необходимые основы по вязанию крючком (5)
  • необходимые основы по вязанию спицами (12)
  • носочки (37)
  • пуговичное…… (17)
  • разное (256)
  • спицы (273)
  • Узоры спицами (29)
  • Ювелирное творчество (59)
  • Салаты. (0)
  • Сказки (7)
  • Стихи. (12)
  • Строительство и ремонт (5)
  • ТАНЦЫ (21)
  • Торты. (147)
  • без выпечки (22)
  • ДИСЕРТ (65)
  • Пляцок «Стефанка» (26)
  • Уроки для новичков Лиру. (115)
  • Учимся (65)
  • Фауна (153)
  • водная стихия (32)
  • Животный мир.в живописи (8)
  • животные (41)
  • насекомые (19)
  • птицы (49)
  • Физ — Культура (8)
  • фильмы (36)
  • КИНОАФИШИ ИЗ СССР. (17)
  • Флора (37)
  • Чем займемся в выходной….. (51)
  • Анимация (2)
  • Москва. (13)
  • Шитье (2411)
  • белье. (76)
  • моделирование (18)
  • СТАРЕТЬ СО ВКУСОМ (11)
  • Бохо в фильмах (7)
  • для будущих мам (3)
  • Мастер-классы от Elen Deo (1)
  • БЛУЗКИ (107)
  • БОХО (413)
  • брюки. (40)
  • ВДОХНОВЕНИЕ (185)
  • видео уроки по шитью (39)
  • для малышей (48)
  • ИДЕИ ДЛЯ ОТДЕЛКИ (72)
  • История моды (76)
  • книги (56)
  • лоскутики …. (166)
  • пальто куртки. (54)
  • ПЛАТЬЯ ДЛЯ ПОЛНЫХ (90)
  • ПОДИУМ (84)
  • подушки постельное (34)
  • ПОКРЫВАЛО (2)
  • предметы для интерьера. (4)
  • прихватки (115)
  • РЕТРО ВЫКРОЙКИ. (54)
  • рубашки (31)
  • сайты по шитью. (9)
  • сарафан (17)
  • СУМКИ (111)
  • тапочки (26)
  • технология обработки. (307)
  • трансформеры. (23)
  • уход за шв. машинкой. (22)
  • фартуки (29)
  • халаты (12)
  • ЦВЕТ (64)
  • шляпки……. (96)
  • штора (7)
  • ЮБКИ (85)
  • Энциклопедии,библиотеки. (19)
  • Юмор (75)
  • Фото (19)

Усвоение народных пословиц и поговорок детьми дошкольного возраста

Няма смачнейшае вадзіцы, як з роднае крыніцы. Свая хатка як родная матка. Для ўсякай птушачкі сваё гняздо мілае.

Лепш нічога няма свайго роднага вугла.

Учиться человеческим отношениям

За добрае добрым плаціць трэба. Любіць увесь свет лагодны прывет. Пажыві для людзей, пажывуць і для цябе. Рука дающего не оскудеет. Каб у пашане быць, трэба працу любіць. Чужы кажух не грэе.

Хто сумленне мае, той чужога не чапае.

Дружба и товарищество

Што аднаму цяжка, то гуртам лёгка. Дзе дружна, там і хлебна. Той не можа быць другам, хто абыдзе ў бядзе кругам. Новых сяброў набывай, а старых не забывай.

Дружба, дружба, цяжкая твая служба!

Трудовое воспитание

Праца чалавека корміць, а лянота порціць. Не будзе аратага, не будзе і багатага. Гультая зямля не любіць. Хто рана ўстае, у таго хлеба стае. Ранняя птушка крылкі цярэбіць, а позняя – вочкі трэ. Калі пыл на баране, дык і блін на рэшаце. Хто хлеба хоча, той мусіць быць у поце.

Зіма робіць на лета, а лета – на зіму.

Применение пословиц на занятиях по художественно-речевой деятельности

Пословицы могут быть использованы как мораль литературного произведения, знакомство с которым произошло на занятии. Можно предложить детям один вариант пословицы, наиболее отвечающей идее и духу произведения.

Можно усложнить развивающий компонент: предложить 2-3 пословицы, из которых лишь одна созвучна изученному произведению и попросить детей выбрать ту из них, которая подходит по смыслу к прочитанному.

При повторении и закреплении содержания занятия можно расширять круг пословиц, постепенно освоив достаточно большое их количество.

Навука – лепшае багацце. Ад навукі дужэюць рукі. Навука вочы адчыняе. Розум – найлепшае багацце.

Бачыць вока далека, а розум – яшчэ далей.

Подготовка к экономическим отношениям

Беражы бацькаву капейку, то і сваю здабудзеш. Рубель з граша паходзіць. Не гадуючы малога, не будзеш мець і вялікага.

Адно зерне пуды прыносіць.

Пословицы и поговорки к сказке «Кукушка» (ненецкая народная сказка)

***Образ этой невзрачной птицы, которую редко кто видел вживую, довольно часто встречается в фольклоре народов Европы и Азии.

Существо, не обладающее ярким внешним видом, привлекло к себе внимание человека нестандартным, по общепринятым меркам, поведением по отношению к своему потомству. В русских, украинских, белорусских народных поверьях кукушка — пророчица, олицетворение одинокой женщины, вдовы

У западноевропейцев репутация вестника весны и главной птицы-вещуньи подкреплялась убеждением в связи кукушки с демоническими силами.

На аналогии между кукушкой и женщиной, бросившей детей, построена одноименная ненецкая сказка. Ненцы — самый многочисленный народ, проживающий на территории европейского Севера и Севера Западной Сибири. В прошлом более распространённым было название самоеды.

Слово «ненэц» означает «настоящий человек».

Основное занятие ненцев — оленеводство — стало формирующим фактором кочевого образа жизни этого народа, что в свою очередь определило особенности быта. Домом для часто кочующего оленевода с семьёй служит разборный чум. Основной рацион — оленина и рыба.

Несмотря на отсутствие собственной государственности и до некоторого времени письменности, появившейся только в 30-х годах двадцатого века, ненцам удалось сберечь родной, ненецкий язык, который по сей день используется наравне с русским. Верование ненцев основано на вере в духов, являющихся хозяевами неба, земли, огня, природных явлений. Особенность религиозных традиций этого народа — наличие такого явления, как шаманизм.

Сюжет сказки «Кукушка» довольно прост и вместе с тем очень драматичен. У одной бедной женщины было четверо сыновей. Тяжело приходилось матери — дети нисколько не помогали ей. Трудная работа и отсутствие помощи привели к тому, женщина заболела и слегла.

Лишь когда старший проголодался, он заглянул в чум и увидел, что мать стоит посреди жилища и пытается одеться, но малица (теплая национальная одежда) превращается в перья. Превратившись в кукушку, мать вылетает из чума, испуганные сыновья бегут за ней с ковшом воды, умоляя вернуться.

Но кукушка не желает возвращаться к неблагодарным и летит на «вольные воды», а место, где сыновья бежали за птицей, стирая ноги в кровь, покрылось красным мхом.

В конце повествования говорится, что с тех пор кукушки не вьют гнёзда, это позволяет назвать сказку этиологической, то есть объясняющей причины и происхождение того или иного явления.

В северной сказке осуждение смягчено в сторону оправдания ухода женщины от сыновей — слишком велико разочарование матери в родных детях. Особый драматизм ситуации придаёт запоздалое сожаление мальчиков, бегущих и день, и ночь за птицей.

Примечательно, что красный мох, появившийся на камнях и кочках, по которым бежали дети — это сфагнум, его используют как хорошо впитывающую подстилку в люльку для младенцев.

Ключевую мысль произведение можно выразить русской пословицей: «Материнское сердце в детях, а детское — в камне». Любящая мама буквально растворяется в своем ребёнке.

Но ребёнок не всегда отвечает той же лаской и заботой своим родителям.

Неблагодарность и жестокосердие родных детей оставляют самые горькие и глубокие раны в сердце матери. «Нет сына — один раз поплачешь, есть сын — десять раз поплачешь» (удмуртская пословица). Необходимо помнить, что непочтительное отношение к родителям вернётся неблагодарностью собственных детей.

Чему же учит сказка? Любви, благодарности, уважению к самому дорогому человеку на земле — Маме. «Всё на свете найдёшь, кроме родной матери», «Мать — щит человека» — гласят русское и персидское народные изречения. Лимит материнской любви безграничен, но при этом есть предел душевным и физическим силам. Беречь своих матерей — священная обязанность каждого человека!

См. также: Пословицы и поговорки о матери и материнской любви

*** Внимание! Авторский материал — копирование запрещено

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к ненецкой народной сказке «Кукушка»; краткое содержание сказки «Кукушка»; о том, чему учит эта сказка.

Сценарий ненецкой сказки «Кукушка»

Звучит ненецкая музыка.

Мы ждем друзья! И вовсе не беда, Коль встретит вас неласковая вьюга. В любой зайдите чум – вас ждет всегда Гостеприимство и забота друга.

1-й Ведущий: Леонид Лапцуй говорил так:

Слово народное – пламень дыхания

Слушайте слово с должным вниманием. – дорогие гости мы очень рады видеть вас в нашем гостеприимном чуме и показать вам ненецкую сказку “Кукушка”

– дорогие гости мы очень рады видеть вас в нашем гостеприимном чуме и показать вам ненецкую сказку “Кукушка”

Молодая мать зовет сына спать:

Мать (небя)

: сынок иди спать, поздно уже.

Сын:

ну хочу ложиться спать, я хочу играть

Мать: маленьким деткам надо ложиться во время, тебе еще расти нужно, сил набираться.

Сын: ну хочу ложиться спать, я хочу играть

Мать: а ты знаешь, что произошло с мальчиками, которые не слушали маму?

Сын: а что с ними произошло? Расскажи мне мама.

Мать: а ты ложись со мной рядом, я тебе расскажу сказку и песню спою.

Вот что было. Жила на земле бедная женщина. Было у нее трое детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. (Мама запела песню.)

В тундре стало тихо – тихо. Ветер к морю убежал… Мальчик тоже лег в кроватку. Он набегался, устал Юрий Анко

Сын: мама, а что было дальше?

Мама: ах. Ты еще не спишь? А дальше? Дальше было так: вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежу промочат, а мать – суши. Трудно было матери.

Выходит мать к реке ловит рыбу, самочувствие у женщины плохое, жалуется на судьбу свою:

– Ох тяжело мне одной, не легкий этот труд рыбу ловить. Не помогают мне мои сыновья, может вырастут помогать будут. Женщина тяжелые снасти с рыбой свалила на плечи. Пытается добычу вытащить из воды. Не справляется, падает на землю и плачет: – сил моих больше нет, что – то нездоровиться мне. Сердце колит, спина ломит. Нет, ни какой добычи сегодня, не поймала ни одной рыбки, чем я сегодня буду кормить своих деток?

Еле – еле добирается до чума, ложиться в постель. Лежит она в чуме, детей зовет, просит:

Мать – кукушка:

Вэсэко, воды мне дай. Пересохло у меня горло. Принеси мне водички.

Вэсэко: Я без пимов, я играть хочу мама, не мешай мне.

Енко: мама я без шапки. Речка рядом иди сходи сама, я хочу играть, там так весело…

Мать – кукушка: Эдейко, сынок не оставляй меня, принеси маме попить

Эдейко:

я без одежи.

Мать – кукушка: близко от нас река, и безодежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту пить хочу.

Эдейко: Мама не могу я пойти на речку без одежи, и вообще не хочу идти за водой.

Долго играли дети, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший сын есть – заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу одевает. Вместо рук крылья выросли, обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Онлайн чтение книги Танчами. Сказки народов севера Кукушка. Кетская сказка

Жила на берегу реки старуха Тама с двумя детьми: сыном и дочерью. Мужа у нее не было — на охоте медведь задрал. И оленей у них не было, жили охотой и рыбалкой.

Недалеко от их чума богатое стойбище стояло. Жил в том стойбище молодой шаман. Был он маленький и горбатый, по имел очень большую колдовскую силу и мог так заколдовать, что никакие десять шаманов расколдовать не могли. Этот шаман хотел жениться, но за него никто не отдавал своих дочерей — все его боялись.

Вот однажды этот молодой шаман со своими работниками поплыл вниз по реке — посмотреть другие стойбища, жену себе поискать.

Плывут, плывут и видят: от реки девушка воду несет, очень красивая девушка.

Шаман спрашивает своих людей:

— Сроду не видел такую красивую! Чья?

— Старуха Тама здесь живет. Ее дочка. Очень бедно живут, — говорит работник.

Шаман сразу захотел жениться на этой девушке.

Причалили к берегу и пошли к Старухе. Заходят в чум. Люди шамана говорят:

— Наш молодой шаман жениться хочет на твоей дочке. Оленей за дочку даст, сколько захочешь. Он очень богатый.

Старуха знала, что этот шаман — жестокий колдун. Не хочется ей отдавать за него свою дочку. Сватам шамана она говорит:

— Сын вернется с охоты. С ним посоветуюсь.

Люди шамана достали свое мясо и сели есть. У старухи для еды оленьего мяса не было.

Вот сидят, едят, парня с охоты ждут.

Старуха незаметно вышла из чума, позвала свою дочь Елогуй, говорит ей:

— Прибыл шаман соседнего стойбища. Он — злой колдун. Он хочет на тебе жениться. Так он только говорит. Он нас всех забрать хочет и плохое сделать. Беги навстречу брату. Как увидишь, скажи ему все. И скорее уходите из этих мест. День идите и ночь идите, чтобы шаман вас догнать не смог. Беги скорей. Я здесь останусь, задержу их.

Елогуй убежала, а старуха и чум зашла.

Гости уже спали, только шаман сидел. Он спросил старуху:

— Куда так долго ходила?

— Дочку послала за сыном. На охоту он уходит на два-три дня. Звать домой брата пошла, — говорит старуха.

Шаман пригрозил ей:

— Смотри, не обманывай! Я все вижу и слышу.

— К вечеру, наверно, вдвоем прибудут, — говорит старуха.

И вот еще ждут… Уже вечер наступил…

А тем временем Елогуй недалеко от чума встретила брата Келлога, все рассказала: «В чуме нас ждет шаман из соседнего стойбища. С ним его люди. Он пришел взять меня в жены. Мать велела нам убегать». — «Нужно уходить», — сказал Келлог… И они начали убегать… Бежали, бежали, вот устали. И ночь уже наступила. Они остановились и сели отдохнуть…

Шаман все ждет их… Надоело ему ждать, говорит старухе:

— Куда они подевались? Долго не идут! И ночь уже. Пойду на улицу, встречу их.

Старуха ничего ему не сказала.

Шаман вышел из чума, понюхал воздух, ничего не учуял, и догадался, что старуха его обманула. Вернулся в чум, разбудил своих людей, закричал:

— Вставайте! Эта старуха нас обманула! Догонять будем! Они далеко уже ушли. Я никакого запаха не учуял. Тебя, старуха, чтобы никогда не обманывала, в кукушку превращаю!

И на месте старухи оказалась птица Кукушка.

А шаман со своими людьми бросился в погоню. Бежали по тайге, бежали, вдруг шаман остановился, потянул носом воздух, говорит:

— Здесь они, недалеко!

Келлог и Елогуй сидели под деревом. Они услышали шум на дороге и увидели подбегающего шамана. От неожиданности они вскочили и бросились в разные стороны.

Шаман растерялся: кого ловить не знает…

— Будьте речками! Зимой замерзать, а летом мелеть будете! — вслед им со злости сказал.

И на земле появились две речки, разбегающиеся в разные стороны — Елогуй и Келлог.

Так и сейчас кеты зовут эти речки — Келлог и Елогуй. Текут и текут по земле эти две речки, далеко куда-то убегают. Зимой они замерзают, но летом не очень мелеют. Люди ловят в них рыбу, олени воду пьют.

А в тихую и теплую погоду над речками — в том месте, где они разбегаются — всегда летает Кукушка и кричит: «Кох-хыб, кох-хунь!»

Это старуха Тама летает кукушкой и детей своих зовет — Елогуй и Келлога..

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это подборка ненецких народных сказок для чтения дошкольникам. Сегодня заметила: дети внимательно, сосредоточенно слушают эти необычные сказки, много интересного уз.

Игра-драматизация на макете «Север». Старшая группа.

Нравственное воспитание. «Мама — слово святое».

Знакомство с национальным жилищем, одеждой, предметами быта и мн.другим помогают ближе узнать традиции и быт ненецкого народа.

Ненецкий язык, песни, игры, декоративно-прикладное искусство и др.-часть культуры ненецкого народа.

В конспекте занятия:Развиваем умение детей рассказывать сказку по цепочке, пользуясь опорными сигналами.Совершенствуем диалогическую форму речи:активизируем мышление при помощи вопросов поисково.

Закрепление навыка пересказа с использованием метода наглядного моделирования.

http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/08/blog-post49.htmlhttp://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/643911/http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/04/04/pereskaz-nenetskoy-skazki-kukushka

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Хаски-мания
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: