Резервации
Въехать на территорию большинства резерваций может каждый — сейчас там нет никаких заборов или ограждений, стоит только знак при въезде: «Земля Зуни», или «Земля Хопи». Но остаться в резервациях вы можете, только если там есть друзья. Индейцы не заводят случайных знакомств. Необходимо, чтобы тебя представил хороший друг, тогда ты попадаешь в свою семью. Меня с индейцами познакомил мой друг Джон. Он белый, но много лет работал в благотворительной организации на территории разных резерваций. Джон близко дружил с несколькими индейскими семьями. Меня индейцы сразу приняли за своего. Видимо, русский дух во мне был созвучен с индейским, и они это чувствовали. Чем ближе я знакомился с культурой и духовностью индейцев, тем больше ощущал глубину этой традиции, её близость с традициями наших предков славян.
В некоторых племенах до сих пор из уст в уста передаётся история о том, как их предки пришли из Сибири. Традиционные жилища у племён Хопи и Навахо – это шести- и восьмигранные срубы с отверстием для дыма в центре конусообразной крыши. Точно такие же традиционные дома у коренных жителей Алтая. Но большинство индейцев в резервациях всё-таки живёт не в традиционных жилищах, а в «караванах» — вагончиках, стационарно установленных на блоки, или в «бунгало» — дешёвых каркасных домиках.
Обычную американскую пищу в США, на мой взгляд, есть невозможно. В резервациях же приготовленная индейцами еда была очень вкусная и похожа на нашу. Недаром ставшая традиционной для россиян картошка пришла именно от индейцев. От них же к нам пришли помидоры, кукуруза, тыква и табак. Табак – это пример ошибочного использования традиционного продукта. Ведь индейцы курят табак только во время молитвы. Один индеец сказал мне, что если бы все курильщики молились, когда курят, мы жили бы в совершенно другом мире.
Интересно, что развевающийся флаг Соединённых Штатов на территории резерваций можно увидеть куда чаще, чем на остальной территории США. При этом законы США на землях резерваций не действуют. Поэтому в резервациях находят прибежище сбежавшие от правосудия США правонарушители, что значительно увеличивает там уровень преступности. По этой же причине там часто можно увидеть Казино, которые запрещены на большей части Америки. На территории каждого племени имеется своя полиция и действуют свои законы. Обычно в резервациях запрещается фотографировать. Но несколько фотоснимков я сделал, с разрешения индейцев.
Мифы на потребу?
Своей непредсказуемостью, своим занижением героического поведения Великий Заяц очень огорчал одного из первых исследователей и собирателей индейского фольклора — Даниэля Бринтона, старающегося с европейских, христианских позиций понять и объяснить все чудачества Манабозо, оправдать его выходки. Как считал Бринтон, Великий Заяц — мастак «на проделки и хитрости, но часто оказывается в затруднении, если дело касается пищи; он завидует способностям других и постоянно стремится превзойти их в том, что они делают лучше; короче говоря. Великий Заяц — немногим более значителен, чем злобный шут, получающий наслаждение от собственных эскапад и злоупотребляющий своими сверхчеловеческими способностями ради корыстных и постыдных целей». Однако тот же Великий Заяц — из песчинки со дна первобытного океана образовал обитаемую землю и сделал её плавающей по водам… Когда он одним шагом отмерил восемь лье, Великие Озера стали бобровыми плотинами, которые он построил, а когда ему воспрепятствовали большие водопады, он разорвал их своими руками… Очевидно, что он является божеством; но его имя на любом диалекте означает «Великий Заяц» или «Заяц-Дух». Возможно, считал профессор Бринтон, что популярные иронические, смешные истории о проказах Великого Зайца — это «низкая, современная и искажённая версия мифов». За столетия индейцы, идя в ногу со временем, особенно после колонизации их европейцами, могли изменить не в лучшую сторону первоначальные легенды, создать их вновь — на потребу колонизаторам, а позже — богатеньким туристам.
Манабозо и Маниту
Есть и другие легенды о происхождении Великого Зайца. Некоторые индейцы считают, что он был сыном западного ветра и красивой индейской женщины. Разные племена называли божество по-разному: Манабозо, Глускэп. Нанабозо… Надо сказать, что алгонкины, наряду с ирокезами и атапасками, были одним из наиболее цивилизованных и одарённых индейских племён, имевших высокоразвитую культуру. Жили они, и живут до сих пор, в восточной части Северной Америки. Именно у них был сформирован культ Великого Зайца как верховного божества. Вероятно, алгонкины любили по ночам смотреть на небо и, наблюдая там Луну, видели на ней и лунного зайца — как древние китайцы. То есть поклонялись алгонкины небесному богу. Великий Заяц играл для них роль Ицсуса Христа. Есть у индейцев-алгонкинов и свой Бог-Отец. Именно Великому Небесному духу Маниту приснился сон, где он увидел Землю и людей. И Маниту решил перенести этот сон в бытиё. Небесный дух создал мир из четырёх элементов: камня, воды, огня и ветра. Все дальнейшее творение он поручил Великому Зайцу Манабозо и отправил его с этим заданием на Землю. Первым делом Великий Заяц дал названия горам, рекам, животным, птицам и растениям. Он обучил людей искусству врачевания, дал им понятия о добре и зле. При этом Великий Заяц со всей своей магией остался весёлым трикстером (божеством, пытающимся противостоять опасностям и проблемам окружающего мира с помощью смелых идей и хитрости), ловкачом и выдумщиком. Доколумбовые индейцы искренне верили в своего Великого Зайца. Но европеизированные, колонизированные аборигены Америки уже добавляли в его заячьи похождения некую долю цинизма. А вот для шамана и прекрасного индейского художника Норвала Моррисея Великий Заяц остаётся истинным богом, великим учителем и творцом всего сущего.
Легенда о Зететелане.
Еще одна традиционная африканская история — это история Зететелане, которая представляет собой короткий рассказ, предлагающий нам мораль, указывающую на необходимость уважать других и их вклад в нашу жизнь. Это также предупреждение избегать пьянства и не отбрасывать все, чего мы достигли, из простого высокомерия.
Жил-был человек в крайней нищете, которому приходилось охотиться на мышей, чтобы выжить, и которому не хватало практически всего: его одежда была соткана из шкур животных, на которых он охотился, и часто замерзал и голодал. У него не было ни семьи, ни партнера, и он проводил время на охоте или выпивке..
Однажды, охотясь на мышей, он нашел огромное страусиное яйцо, которое решил съесть позже. Он взял его домой и спрятал там, прежде чем вернуться за едой. Когда он вернулся, добыв только двух грызунов, он обнаружил нечто поистине неожиданное: у него был сервиз, приготовленный из баранины и хлеба. Мужчина, увидев еду, задумался, женился ли он, не зная об этом.
В тот момент из страусиного яйца произошла красивая женщина, представившаяся Зететелане.. Женщина указала, что останется с ним как его жена, но предупредила, чтобы он никогда не называл ее дочь страусиным яйцом, иначе она исчезнет и никогда не вернется. Охотник пообещал больше никогда не пить, чтобы никогда не называть ее так.
Дни прошли вместе счастливо, пока Однажды женщина спросила его, не хочет ли он быть вождем племени и владеть всеми видами богатства, рабами и животными. Охотник спросил его, может ли он предоставить их, на что Зететелане рассмеялся и ударом ноги открыл землю, оставив большой караван со всеми видами товаров, слугами, рабами и животными.
Кроме того, женщина заставила его увидеть, что она стала молодой, что ее одежда теплая и ценная. Дом также был преобразован в другой, превратившись из хижины в каменный камин, полный мехов.
Время шло, и охотник какое-то время вел своих людей, пока на празднике мужчина не начал пить. Из-за этого он начал вести себя агрессивно., на что Зететелане пытался его успокоить. Но он ее толкнул и оскорбил, назвав дочерью страусового яйца.
В ту же ночь охотнику стало холодно, а когда он проснулся, то увидел, что ничего не осталось, кроме его старой хижины. Он больше не был лидером, у него не было ни животных, ни слуг, и его одежда не была теплой. И у него больше не было Зететелане. Мужчина пожалел о содеянном и сказал. Через несколько дней, отчасти потому, что он привык к лучшему уровню жизни, мужчина заболел и умер.
Гигантских пауков не бывает?
Теоретическому гигантскому пауку с размахом лапок в один метр потребовалось бы высокое содержание кислорода для формирования стабильного внешнего скелета. В эпоху углерода содержание кислорода было выше, что позволило насекомым стать огромными. И их органы дыхания были приспособлены, чтобы эффективнее вдыхать этот кислород.
Состав же сегодняшнего воздуха и кислорода в нем теоретически позволил бы существовать паукам с размахом лапок не более 50 сантиметров. Внешний скелет восьминогого насекомого становится толще, и чем больше он становится, тем меньше, следовательно, остается места для внутренних органов. Поэтому существование гигантских пауков можно представить себе лишь в изолированных регионах, где возможно более высокое содержание кислорода — обязательное условиеф для роста гигантских пауков.
Но вот живут ли гигантские пауки в нашем мире? Оставим искать ответ на этот вопрос криптозоологам, арахнологам и искателям приключений. А нам остается лишь ждать, пока какому-нибудь удачливому фотографу удастся снять зазевавшегося паука-гиганта и при этом не попасть ему на обед.
Поделиться новостью в Соцсетях:
Легенда о кровавом акульем цирке на Гавайях
В 1913 году в знаменитой ныне гавани Перл-Харбор – той, что находится на одном из гавайских островов – началось строительство крупного сухого дока для американской военно-морской базы.
Со стороны местных туземцев в ответ на эти действия прозвучал негромкий, но внятный ропот, однако большие белые разумные люди не обратили на него ни малейшего внимания. А когда рабочий процесс дошел до работ по углублению дна гавани, робкий ропот перерос в отчаянное сопротивление аборигенов.
Это вынудило американцев проявить интерес к причине недовольства, но, едва услышав упоминание о некой священной акуле, эти закоренелые материалисты отмахнулись с усмешкой, сочтя историю гавайских туземцев совершенным бредом.
Строительство дока было продолжено и, когда до завершения работ оставались считанные дни, бурлящие потоки воды внезапно прорвали надежный фундамент, и возведенная конструкция, обошедшаяся американским властям в четыре миллиона долларов, с ужасающим треском рухнула. Без всяких видимых причин.
Эксперты флотской инспекции и инженеры, подавленные случившимся, забыли о сне и отдыхе, без устали пытаясь отыскать причины катастрофы, и только туземцы сокрушенно и понимающе покачивали головами.Они знали. Они предупреждали.
Вот теперь американцы были готовы, отбросив скепсис и не пропуская ни словечка, выслушать рассказ старого рыбака, чьи некогда черные кудри давно посеребрила паутина времени.И старик начал свое неспешное повествование.
Старинная легенда о гладиаторских боях
В те незапамятные времена, когда акулы на Гавайях почитались как боги, а бессердечные властители островитян в попытках заслужить высокое покровительство преподносили им человеческие жертвы – в те времена не редкостью были кровавые гладиаторские сражения между голодной акулой и несчастным, чьим единственным оружием была короткая деревяшка с акульим зубом на конце. Этакий импровизированный кинжал.
Видеоролики про гавайское оружие из зубов акулы:
При таких неравных условиях – один акулий зуб в руках гладиатора против нескольких сотен ему подобных в пасти хищницы – первый же неверный выпад мог стоить человеку жизни. Только безукоризненно точный удар кинжалом в акулье брюхо способен был предоставить ему мизерный шанс на выживание.
Для этого приходилось выжидать решительного броска акулы, а затем стремительно нырять и делать отчаянный выпад. Первый и последний.
Мог ли воин, нанесший ранение акуле, покинуть поле сражения? Доподлинно неизвестно, но, принимая во внимание кровожадный нрав правителей, такое вряд ли было возможно. Этот акулий цирк в виде круглого кораллового садка с площадью полтора гектара располагался точнехонько на территории современной гавайской гавани Перл-Харбор
Этот акулий цирк в виде круглого кораллового садка с площадью полтора гектара располагался точнехонько на территории современной гавайской гавани Перл-Харбор.
Перекрывающие выход в открытый океан скалы имели небольшой проход, через который и заманивали акул, подкармливая их мелкой рыбешкой и человеческим мясом.
Однако на время «шоу» проход надежно закрывался, чтобы ни один гладиатор не смог покинуть арену «цирка».
А в самой глубине, под толщей воды, за происходящим наблюдала королева акул, с чьего милостивого позволения и устраивались полные драматизма гладиаторские бои. Высокопоставленную особу денно и нощно охраняли верные стражники – по паре акул с каждого гавайского острова.
Впрочем, согласие королевы на использование ее территории было не совсем бескорыстным, и арендной платой священной акуле служили жертвоприношения.
Стоит ли удивляться, что это были человеческие жертвы? Ведь в те времена даже свинья ценилась дороже, чем венец творения Всевышнего.
Королева (или ее бесплотный призрак) не простила людям бесцеремонного вторжения на личную территорию даже спустя много лет со времени своего царствования – она рассердилась и выгнула в негодовании спину…
Проклятие королевы акул
Примерно так закончил свой рассказ убеленный сединами старец, после чего настоятельно посоветовал американцам пригласить на место катастрофы самого сильного гавайского жреца.
Недоверие и скепсис уже сыграли со строителями злую шутку, поэтому на этот раз они послушали совета местного мудреца, и вскоре Большой Кахуна прибыл в Перл-Харбор, чтобы избавить это место от проклятия.
После того, как территория гавани была освящена, за короткий срок был возведен новый док, теперь уже плавающий – и на этот раз никаких препятствий в процессе стройки не возникло.
И только по завершении всех работ на морском дне – прямо под доком – были обнаружены останки скелета гигантской акулы.
Про жизнь
В душе не было бы радуги,если бы в глазу не было слез. — неизвестный индеец
Когда мы живем внутри своей цели,наш путь гладкий,— индейская мудрость
Миннехаха,1904
Приветствую тебя, прекрасный день! Пусть он даст мне силы делать добро, чтобы я мог спать вечером, не стыдясь.- индийская мудрость
Если вы обнаружите, что едете на мертвой лошади, спешитесь. — индейцы дакота
Мужчины племени Пиеганы, воздающие молитву у реки в штате Монтана,1912. Фотограф Роланд В. Ри
Все несправедливости, ложь, обман, холодность и невежество, которые вы причинили другим людям в своей жизни, вернутся к вам через 7 лет.— индейская мудростьНикогда не отчаивайся. Дни проходят, как летящая на ветру осенняя листва, и дни возвращаются с чистым небом и великолепием лесов. Каждое семя пробуждается, и так же протекает жизнь. — индейская мудрость
Вождь племени Оглала, Лакота, 1899, Heyn Photo
Великий Дух, упаси меня судить о человеке, прежде чем я не прошел милю в его мокасинах.- индейцы апачейТопор похоронен только тогда, когда вы уже не знаете, где он зарыт.— индийская мудростьСтарый индеец сидел у костра со своим внуком. Темнело. Огонь потрескивал, когда пламя лизало небо. Старик сказал после некоторого молчания: «Вы знаете, как я иногда чувствую? Как будто в моем сердце сражаются два волка. Один из них мстительный, агрессивный и жестокий. Другой — любящий, нежный и сострадательный». «Кто из них выиграет битву за ваше сердце?» спросил мальчик. «Волк, которого я кормлю». ответил старик. — индийская мудрость
Индеец Северных равнин. Монтана. Начало 1900-х, ручная раскраска, фотограф Роланд В. Рид
Внимательно слушайте звуки природы, свои мысли, свои внутренние чувства, эмоции и реакции своего окружения, без насилия, с любовью и почитанием. Тогда ваш разум раскроется, как цветок по утрам. — индийская мудростьЕсли на одном дереве сидят два сокола, а мимо пролетает стая диких уток, то соколы не будут говорить друг другу: “смотри, там летит большинство, это должен быть правильный путь, мы присоединяемся”! Они будут продолжать следовать по своему пути Соколов. — индийская мудростьЕсли кто-то определил проблему и ничего не делает для ее решения, то они сами являются ее частью.- индийская мудрость
Вождь Шайеннов Волчий Плащ, 1898
Появление человека от рук Мукулу.
Человек часто задавался вопросом, как появился мир, в котором он живет, но он также задавался вопросом более конкретно, как он пришел к нему. В этом смысле есть легенды, которые более конкретно рассказывают о его создании, что в некотором смысле напоминает нам о нашей эволюции. Это случай мифа или легенды о Мулуку, боге Макуа и Банайи, а также о сотворении человека.
Легенда гласит, что великий бог Мулуку, После создания мира он решил создать вид, который мог бы наслаждаться своей работой и заботиться о ней.. Божество вырыло две ямы в земле, из которых в конечном итоге родятся первый мужчина и первая женщина. Мулуку, будучи также богом земледелия, научил их обрабатывать поля и заботиться о них, чтобы они могли прокормить себя и жить самостоятельно. Но хотя изначально они следовали указаниям бога, пара в конечном итоге проигнорировала их и отказалась от заботы о мире.
Постепенно растения умирали до такой степени, что поля становились безлюдными. Задумчивый, бог позвал пару обезьян и дал им те же знания. Пока первая пара людей зря теряла время, обезьяны позаботились и построили дом и засеянное поле.
Учитывая это, бог принял решение: убрать хвосты с обезьян, чтобы надеть их на пару, которая превратится в обезьян. В свою очередь обезьяны, ставшие теперь бесхвостыми, превратятся в людей. И потомки последнего составляют остальное человечество.
Вам может быть интересно: «10 коротких мексиканских легенд, основанных на народном фольклоре»
Японский миф о Райко
Земляной паук — злодей, терроризировавший японский народ.
Если африканские народы представляли пауков некой смесью между чудаками и эдакими злыднями, то в японской культуре паук – настоящий монстр!
Но на всякого злодея есть свой герой, как известно. Вот и у японского народа был в далекие времена свой защитник, завали его Райко. Это был обычный с виду человек, но он обладал способностью побеждать зло. Между прочим, Райко – это не просто выдумка какого-то то сказочника, а самый реальный человек. Жил он, как гласят народные сказания, в X веке и звали его Минамото-но Ёримицу. Это был отважный самурай.
Отважный самурай Райко.
Однажды, он чуть не стал добычей земляного паука (тсучи-гумо). Во время сна восьмилапый монстр хотел погубить самурая, но ничего у него не вышло. Райко убил злодея. С тех пор его стали называть не иначе, как «герой» и «убийца демонов».
Легенда о Райко имеет не просто сказочные корни. В те времена, когда на Японской земле жил этот отважный самурай, народ был напуган нападками мародеров и воров, разорявших местное население. И прозвали в народе этих «хулиганов» уже знакомым нам выражением «тсучи-гумо».
Пауки — существа, наводящие ужас.
Кто знает, может быть и не было никакого страшного паука-монстра, а были это именно те самые бандиты? Может, как раз с ними и сражался могучий Райко? Не исключено… однако, благодарные люди не могли оставить самурая без высшей похвалы, вот и придумали для него сказочное обличие с мифическим смыслом.
Индейцев называют коренными жителями Америки
Они действительно сохраняют свои корни, передавая традиции следующим поколениям. Для индейцев почитание предков — это не просто дань благодарности предыдущим поколениям, а непосредственная живая связь с духами предков, к которым они обращаются за помощью, поддержкой и советом. Индеец знает, что предки живут в нём, и он живёт в потомках. Поэтому для него нет смерти, он воспринимает единый поток жизни своего рода, отождествляя себя с ним, а не с отдельным промежутком времени величиной в жизнь. У индейцев отличное, от принятой в «белой» цивилизации, отношение к «смерти». Такое же отличное отношение у индейцев и к рождению. Так, например, в некоторых племенах днём рождения ребёнка считается не день его физического рождения, а день, в который ребёнок в первый раз засмеялся. Тот, кто увидел это и даёт ребёнку имя. Имя даётся таким способом – человек выходит на улицу и смотрит, что говорит ему Великий Дух через Природу: Танцующий Койот, Два Медведя (имя моего знакомого), или Играющий Ветер.
Как-то одна белая американка спросила меня: «А у вас там, в России есть коренные жители?» «Да – ответил я с гордостью – я, например!» Потом, когда я вернулся домой, в свою северную деревню — экопоселение Гришино, я задумался: «Какой же я коренной житель? Где мои корни?» К счастью, у нас ещё сильна родовая память и мы можем возродить и укрепить свои корни, свою связь с предками, традициями, родом. Это и происходит сейчас в российских экопоселениях, возрождающих утерянную связь Человека и Природы, место которой определили наши предки: ПриРоде человеческом.
Владислав Кирбятьев. Экопоселение Гришино
А «лишних» попросим на выход!
О том, что с климатом происходят странные вещи, знают все. И это тревожный звоночек, подтверждающий, что вскоре человечество ожидают глобальные изменения. То и дело мы испытываем на себе капризы природы. Перепады температур уже никого не удивляют, но экспертов тревожит поднятие уровня Мирового океана, стремительное таяние ледников и опасная солнечная активность.
Шаманы Хопи предупреждают, что до 2035 года на нашей планете произойдёт немало природных катаклизмов. Они посланы высшими силами, чтобы избавить её от лишних людей. Человечество стоит на пороге новой эры – Пятого мира. Всё старое и отжитое будет обновляться, и для многих людей просто не найдётся места в новых условиях.
Планета уже не может выносить всю скверну, которая на неё налипла благодаря деятельности человека. Земля требует очищения. И оно уже происходит. Те, кто считают себя высшими созданиями и не живут в гармонии с природой, должны уйти. Именно поэтому учащаются катаклизмы, появляются новые болезни.
Лишние люди должны покинуть Землю, останутся только избранные, которые смогут жить в Пятом мире.
Как появился мир?
Как и у многих древних народов, в мифологии африканских племён есть свои версии о происхождении жизни на земле. Предания рассказывают, что на заре времён мир представлял собой бесформенный хаос, представлявший собой бесконечное водное пространство. Над ним царил Олорун, верховный бог. Помимо него, существовали Ориша, то есть самые разные воплощения божества, что могли иметь женские и мужские формы.
По требованию верховного небожителя к нему явился Ориша Нла, которому было приказано сотворить мир. Вокруг было лишь небо и море, а потому требовалось сотворить сушу. Для этого Олорун передал Нла панцирь улитки, голубя и курицу. “Домик” улитки был наполнен волшебной землёй.
Создав ямку, Нла бросил туда тот магический грунт, после чего голубь и курица принялись рыть его. Работа птиц продолжалась до тех пор, пока суша полностью не отделилась от моря.
Олорун – Верховное Божество / keywordsbasket.com
Традиции
Как и у древних славян, практически вся обрядовая жизнь индейцев связана с солнечными и лунными циклами. Так, точки летнего и зимнего Солнцестояния, весеннего и осеннего Равноденствия в их традиции являются ключевыми и определяют весь ход их жизни. Согласно лунному циклу индейцы обычно проводят обряд «светлодч» («Sweat Lodge», или, на индейском, «нипи»). Они обижаются, если этот обряд кто-нибудь называет индейской баней. В «светлодче» не моются и не парятся, хотя там поддают водой на горячие камни, как в бане. В «светлодче» молятся. Индейцы молятся за родных, за друзей, за врагов, за свой народ и за всё человечество. У них не принято молиться только за себя. При этом в светлодче может быть такая высокая температура, что её можно выдержать только в состоянии молитвы. Это обряд внутреннего и внешнего очищения. Перед входом в светлодч необходимо очиститься через окуривание дымом полыни. Полынь для индейцев – одно из самых священных растений, запах которого изгоняет нечистое из жилища, из физического и тонкого тел человека.
Отношение к стихиям – земле, воде, огню и воздуху – у индейцев трепетное, как к живым сущностям. Например, бросить мусор в пламя домашнего очага считается недопустимым, пренебрежительным отношением к огню и к дому.
Индейцы народ немногословный. Только они могут выражаться так лаконично, глубоко и поэтично даже на английском языке. «Walk your talk» — говорят они (переводить не буду, потому что так красиво не получится). Или фраза «Смотри в сторону Солнца и ты не увидишь тени» поэтично отражает их мировоззрение.
Когда в резервациях Навахо в каньоне Дэ Шей мы с Джоном отправились к индейскому святилищу, скале Пауку, нашим проводником был 82-летний индеец Джонси. Джон что-то долго спрашивал индейца и после многозначительной паузы Джонси ответил коротко: «Да». Потом Джон опять задавал какие-то вопросы, и каждый раз индеец отвечал просто «Да» или «Нет». Других слов из его уст я не услышал. Джонси провёл нас к скале Пауку, где по легенде обитал Дух Женщины-Паука, научившей индейцев Навахо плести, ткать и шить одежду. Паук, как и паутина, у индейцев является положительным образом. Индейские амулеты «ловушки снов» («dream catcher») сделаны в виде паутины. Такой амулет вешается на окно и считается, что ночью он пропускает только хорошие энергии, а плохие ловит в свои сети, чтобы снились только хорошие сны. Такие «ловушки снов» теперь продаются в магазинах этнических сувениров и в России. Но должен вас огорчить: практически все они сделаны в Китае. Так же как и русские матрёшки, которых я видел в магазинах этнических сувениров в Аризоне. Издалека они похожи на матрёшки…
Результат весеннего цветения и нереста
У этого явления могло быть и более естественное объяснение. Вода казалась мелкой, потому что была полна рыбы, шедшей близко к поверхности.
«Мы знаем, что так бывает: рыбаки не бросают снасти в море, потому что рыба идет под самой лодкой. Часто это мелкая сайда. А цвет у воды мог измениться из-за весеннего цветения. Это как раз часто и происходит, когда большие косяки рыбы собираются незадолго до нереста», — говорит Меерен.
Во время весеннего цветения за короткое время рождается очень много планктона, и потому огромные косяки рыбы собираются на нерестилищах, чтобы как следует насытиться.
«Подозреваю, что Понтоппидан в соответствии со своими убеждениями всегда использовал такие слова, как „чудовище», когда речь шла о необъяснимых явлениях, даже если они не считались опасными. В Средние века и в эпоху Просвещения люди, вероятно, имели несколько иное представление о чудовищах, чем мы сегодня», — говорит океанолог.