Ход занятия.
Воспитатель. Добрый день, дорогие гости!
-Ребята, отгадайте загадку:
«Хитрая плутовка, рыжая головка
Пушистый хвост-краса!»
Кто же это?
Дети. Лиса.
Воспитатель. Отгадайте еще одну загадку.
«Пестрая крякуша ловит лягушек
Ходит вразвалочку, спотыкалочкой» (уточка)
Воспитатель. В каком произведении, которое мы с вами недавно читали, встречаются эти персонажи?
Дети. Лиса и уточка встречаются в сказке «Серая Шейка»
Воспитатель Кто автор этого произведения? (Мамин-Сибиряк)
Воспитатель. Скажите «Серая Шейка» — это сказка или рассказ?
Дети. Сказка, так как звери разговариваю, как люди.
Воспитатель Правильно. Предлагаю поиграть в игру «Галка и соколок».
Игра детей.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, галка улетит в теплые края или останется зимовать?
Дети. Галка улетит
Воспитатель. А почему птицы улетают на юг?
Дети. Им нечего есть. Насекомые спрятались, а реки замерзли.
Воспитатель. А Серая Шейка осталась…Могла ли она найти себе еду?
Дети. Серая шейка могла пока была полынья.
Воспитатель. А если мороз сильный, полынья замерзнет, что будет?
Дети. Лисица поймает уточку.
Воспитатель. Да, лисица поймает. А если оттепель?
Дети. Полынья станет шире.
Воспитатель Что же стало с Серой Шейкой? Можно ли по-другому рассказать не как у писателя? Мамин-Сибиряк уже написал конец сказки : «Ныряй, ныряй, я тебя всё равно съем… Выходи лучше сама». Заяц видел, что проделывала лисица и возмущался всем своим существом: «Ах, какая бессовестная это Лиса, ах, какая несчастная Серая Шейка».
По всей вероятности, Лиса съела бы Серую Шейку, когда полынья замёрзла. Но случилось иначе. И писатель придумал другой конец, как пришёл охотник и спас Серую Шейку. … Ну, а какой конец придумайте вы? Так сумеете ли вы быть писателями? Какой конец может быть у сказки? Спасут ли Серую Шейку? Зимой ведь очень трудно спастись. Особенно с перебитым крылом.
Конец сказки будет понятным тогда, если вы расскажете по порядку:
Когда случилось история с Серой Шейкой.
Где случилась беда.
Почему Серая Шейка не могла улететь вместе со всеми.
Надо придумать конец сказки.
Воспитатель. Значит, в сказке будет четыре части. В первой части, о чём нужно рассказать?
Дети. Что случилось с уточкой, когда наступили морозы и всё замёрзло.
Воспитатель. Вторая о чём?
Дети. Уточка плавала на речке в полынье.
Воспитатель. Третья о чём?
Дети. Серая Шейка не могла улететь вместе со всеми потому, что у неё было перебито крыло.
Воспитатель Четвёртая о чём?
Дети. Придумать свой конец сказки.
Воспитатель Кто повторит порядок рассказывания сказки?
Дети повторяют порядок рассказывания сказки.
Воспитатель. Какое настроение было у Серой Шейки?
Дети. Грустное, печальное, ей было скучно, одиноко.
Воспитатель. Да, птицы улетели, выпал снег, наступили холода. Ребята, а что нам помогает передать настроение?
Дети. Стихи, музыка.
Воспитатель. Давайте послушаем стихи об осени. Дети читают стихи.
Воспитатель Музыка передаёт настроение. Предлагаю вам послушать «Грустную песню» Калиникова.
Слушание музыки
Воспитатель. Мы передали настроение, какое было у Серой Шейки.
Кто хочет рассказать сказку со своим концом, а мы все послушаем.
Рассказывание детей
История с Серой Шейкой случилась зимой на озере. Серая Шейка не улетела с другими птицами, потому что у неё было переломано крыло. Серая Шейка перезимовала под пеньком.
Пока полынья не замёрзла, она натаскала много водорослей на целую зиму. К весне крылышко у Серой Шейки выздоровело и она полетела на болото встречать своих папу и маму, братьев и сестер.
Была зима. Серая Шейка плавала на речке. Она не могла улететь, потому что ей лиса переломала крылышко. Охотник увидел Серую, Шейку хотел выстрелить. Из дома выбежала девочка и сказала : «Стой, дедушка, не стреляй в утку, я к себе её возьму».
Внучка дома лечила Серую Шейку. Весной выпустила уточку. И Серая Шейка стала жить вместе с родителями.
Воспитатель. Мы послушали с вами несколько рассказов. Нашли ли слова рассказчики, чтобы передать настроение Серой Шейки? Давайте мы с вами все рассказы оформим в книжку и нарисуем иллюстрации к этой книжке.
Композиция произведения
Книга разделена на 4 главы.
В главе I описывается семья Серой Шейки и почему она стала калекой. Противопоставляются переживания мамы-утки и безразличие селезня к судьбе дочери.
Глава II описывает отлет птиц на юг. Серая Шейка остается одна.
В главе III происходит знакомство Серой Шейки с зайцем, который поддерживает покалеченную уточку. Полынья, в которой Серая Шейка спасается от лисы, постепенно замерзает.
В главе IV наступает развязка и происходит чудесное спасение Серой Шейки.
Идея произведения, художественные средства, раскрывающие ее.
В произведении реальное содержание (отлет птиц, охота лисы) переплетаются с вымышленными (животные чувствуют, думают и разговаривают, как люди).
События сказки иллюстрируются описаниями природы. Например, когда на юг летят журавли, дует холодный осенний ветер, а небо покрыто тяжелыми осенними облаками. Природа созвучна тоске Серой Шейки, которой предстоит остаться одной.
Основная идея произведения – никогда не сдаваться и бороться за жизнь.
Читательский дневник по сказке «Серая шейка» Дмитрия Мамина-Сибиряка
Название произведения: «Серая шейка»
Число страниц: 10
Жанр: сказка
Главные герои: Серая Шейка, Селезень, Старая Утка, Заяц, Лиса.
Второстепенные герои: охотник.
Характеристика главных героев:
Серая Шейка — добрая и отважная уточка.
Сумела выжить, хоть и была с раненым крылом.
Находчивая и бесстрашная.
Лиса — хитрая, ловкая и злая.
Хотела съесть Серую шейку, но чуть не погибла от выстрела.
Заяц — весёлый, неунывающий. Верный друг.
Селезень — отец Шейки. Суровый, неумолимый.
Утка — мать Шейки. Добрая, отзывчивая.
Любящая.
Характеристика второстепенных героев:
Старик — Добрый и милосердный.
Спас уточку и забрал её с собой.
Краткое содержание сказки «Серая шейка»
Осенью утки собиралась улетать на юг.
Не могла с ними лететь только Серая Шейка, у которой одно крыло было сломано лисой.
Мать сильно жалела дочку, но отец был неумолим. Им надо было лететь.
Мать-утка рассказала дочери, как выжить зимой, плавая в полынье.
Они улетели, и Шейка осталась одна.
Уточка сильно тосковала, но вскоре подружилась с зайцем.
Тот рассказал, что вокруг бродит лиса.
И лиса появилась.
Она не могла добраться до Шейки, но ждала, пока полынья не замёрзнет.
Лиса часто приходила к полынье и издевалась над уточкой.
И вот полынья стала совсем крошечной.
Лиса поползла к уточке.
В это время старик охотился на зайцев, те разбежались и привели старика к полынье.
Охотник увидел лису и выстрелил.
Он промахнулся, лиса убежала.
Но старик подобрал уточку и принёс домой, где она выздоровела.
План рассказа:
- Сборы уток.
- Судьба Серой Шейки.
- Жалость матери.
- Одна в речке.
- Встреча с зайцем.
- Коварство лисы.
- Полынья замерзает.
- Охота на зайцев.
- Выстрел в лису.
- Шейка находит дом.
Основная мысль сказки «Серая шейка»
Главная мысль сказки в том, что любую беду можно пережить, если тебе помогают друзья.
Основная идея сказки в том, что не надо отчаиваться, всё может измениться в лучшую сторону.
Чему учит сказка
Произведение учит быть добрым, отзывчивым, бдительным, сопереживать другим.
Учит не терять надежды и верить в лучшее.
Учит дружбе.
Краткий отзыв по произведению «Серая шейка» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, как важно для человека или животного иметь друга. Иметь того, кто поддержит морально и поможет в трудную минуту
Иметь того, кто поддержит морально и поможет в трудную минуту.
Для уточки-калеки таким другом стал заяц, столь же беззащитный и несчастный.
Он тоже боялся лисы, но ещё больше возмущался, видя жестокость рыжей хищницы.
Это очень интересная и увлекательная сказка со счастливым концом.
Автору удалось рассказать о том, как проводят зиму различные животные.
Как они справляются с холодами и снегом.
Мне очень понравился добрый заяц, который поддерживал свою подружку и не давал уточке совсем приуныть.
Но и сама Шейка мне тоже понравилась.
Она была мужественной и смело смотрела в лицо опасности.
Уточка знала, что спасти её может только чудо, но боролось до конца.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что какой бы безвыходной нам ни казалась ситуация, надежду терять всё равно нельзя.
Если человек сам не сдаётся, он непобедим.
И у него всегда остаётся шанс переломить ситуацию в свою пользу.
Ещё читательские дневники по произведениям Дмитрия Мамина-Сибиряка:
- Рассказ «Приёмыш»
- Сборник «Алёнушкины сказки»
- «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
- «Сказочка про Козявочку»
- «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост»
- «Ванькины именины»
- «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»
- «Сказка о том, как жила-была последняя Муха»
- «Сказочка про Воронушку — чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку»
- Сказка «Умнее всех»
- «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»
- «Пора спать».
- Краткая биография Дмитрия Мамина-Сибиряка и презентация
Библиотека читательских дневников автора пополняется.
II
Старая Утка ввиду близившейся разлуки относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью. Бедняжка ещё не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка. Правда, ей иногда делалось завидно, что её братья и сёстры так весело собираются к отлёту, что они будут опять где-то там, далеко-далеко, где не бывает зимы.
— Ведь вы весной вернётесь? — спрашивала Серая Шейка у матери.
— Да, да, вернёмся, моя дорогая… И опять будем жить все вместе.
Для утешения начинавшей задумываться Серой Шейки мать рассказала ей несколько таких же случаев, когда утки оставались на зиму. Она была лично знакома с двумя такими парами.
— Как-нибудь, милая, пробьёшься, — успокаивала старая Утка. — Сначала поскучаешь, а потом привыкнешь. Если бы можно было тебя перенести на тёплый ключ, что и зимой не замерзает, — совсем было бы хорошо. Это недалеко отсюда… Впрочем, что же и говорить-то попусту, всё равно нам не перенести тебя туда!
— Я буду всё время думать о вас… — повторяла бедная Серая Шейка. — Всё буду думать: где вы, что вы делаете, весело ли вам? Всё равно и будет, точно и я с вами вместе.
Старой Утке нужно было собрать все силы, чтобы не выдать своего отчаяния. Она старалась казаться весёлой и плакала потихоньку ото всех. Ах, как ей было жаль милой, бедненькой Серой Шейки… Других детей она теперь почти не замечала и не обращала на них внимания, и ей казалось, что она даже совсем их не любит. А как быстро летело время… Был уже целый ряд холодных утренников, а от инея пожелтели берёзки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и сама река казалась больше, потому что берега оголели, — береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжёлыми осенними облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелётной птицы… Первыми тронулись болотные птицы, потому что болота уже начинали замерзать. Дольше всех оставались водоплавающие. Серую Шейку больше всех огорчал перелёт журавлей, потому что они так жалобно курлыкали, точно звали её с собой. У неё еще в первый раз сжалось сердце от какого-то тайного предчувствия, и она долго провожала глазами уносившуюся в небе журавлиную стаю.
«Как им должно быть, хорошо», — думала Серая Шейка.
Лебеди, гуси и утки тоже начинали готовиться к отлёту. Отдельные гнёзда соединялись в большие стаи. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро эта молодёжь с весёлым криком делала большие прогулки, чтобы укрепить крылья для далёкого перелёта. Умные вожаки сначала обучали отдельные партии, а потом всех вместе. Сколько было крика, молодого веселья и радости… Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали. Что делать, приходилось мириться со своей судьбой. Зато как она плавала, как ныряла! Вода для неё составляла всё.
— Нужно отправляться… пора! — говорили старики вожаки. — Что нам здесь ждать?
А время летело, быстро летело… Наступил и роковой день. Вся стая сбилась в одну живую кучу на реке. Это было ранним осенним утром, когда вода ещё была покрыта густым туманом. Утиный косяк сбился из трёхсот штук. Слышно было только кряканье главных вожаков. Старая Утка не спала всю ночь, — это была последняя ночь, которую она проводила вместе с Серой Шейкой.
— Ты держись вон того берега, где в реку сбегает ключик, — советовала она. — Там вода не замёрзнет целую зиму…
Серая Шейка держалась в стороне от косяка, как чужая… Да, все были так заняты общим отлётом, что на неё никто не обращал внимания. У старой Утки изболелось всё сердце, глядя на бедную Серую Шейку. Несколько раз она решала про себя, что останется; но как останешься, когда есть другие дети и нужно лететь вместе с косяком?..
— Ну, трогай! — громко скомандовал главный вожак, и стая поднялась разом вверх.
Серая Шейка осталась на реке и долго провожала глазами улетавший косяк. Сначала все летели одной живой кучей, а потом вытянулись в правильный треугольник и скрылись.
«Неужели я совсем одна? — думала Серая Шейка, заливаясь слезами. — Лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела».