Первые рассказы Евгения Чарушина
Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.
Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.
С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.
Что за зверь
Выпал первый снег, и всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце — всё покрылось снегом.
Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце в снегу какие-то ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу. И по ступенькам следы, и на крыльце следы, и в саду следы.
«Вот интересно-то! — подумала девочка Катя. — Что за зверёк тут ходил? Это надо узнать».
Взяла Катя котлетку, положила её на крыльцо и убежала.День прошёл, ночь прошла. Настало утро. Проснулась Катя и скорей на крыльцо — смотреть, съел ли зверёк её котлетку. Смотрит — котлетка цела! Где её положила, тут она и лежит. А следов ещё больше. Значит, зверёк снова приходил.Тогда убрала Катя котлетку, а положила вместо неё косточку из супа.
Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит — косточку зверёк тоже не трогал. Так что же это за зверёк такой? И косточек не ест.
Тогда положила Катя вместо косточки красную морковку. Утром глядит — морковки нет. Зверёк приходил и всю морковку съел!
Тогда Катин папа сделал западню. Опрокинул на крыльце ящик кверху дном, подпёр его лучинкой, а к лучинке привязал бечёвкой морковь. Если морковку дёрнуть, лучинка отскочит, ящик упадёт и накроет зверька.На следующий день и папа пошёл, и мама, и даже бабушка пошла смотреть, не попался ли зверь в западню. А Катя впереди всех.
Есть в западне зверь! Прихлопнул кого-то ящик, упал с подставки! Заглянула Катя в щёлку, видит: сидит там зверь, белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные, прижался в угол, морковку дожёвывает.
Это кролик! Унесли его домой, на кухню. А потом сделали большую клетку. И он стал в ней жить. А Катя его кормила морковкой, сеном, овсом и сухарями.
Евгений Чарушин. Рассказы о животных для детей
Как мальчик Женя научился говорить букву «р»Что за зверь?Медведь-рыбакМедвежонокМедвежатаНа нашем двореПерепёлкаПро зайчатРябчонокВерный ТройКот ЕпифанДрузьяВолчишкоКак Томка не показался глупымВоробейПочему Тюпу прозвали ТюпойТюпа маленькийПочему Тюпа не ловит птицСорокаПунька и птицыЛисятаТомкаКак Томка научился плаватьТомка испугалсяТомкины сныНикита-докторМишкиЗахочешь есть — говорить научишься
ЯшаМартышкиЗаяцКабанУдивительный почтальонМедведица и медвежата Рысь и рысенокОлениха с оленёнкомБелка с БельчатамиЗайчатаСеверный Олень ВолкЛисаМедведьРысьБарсук
Читать все рассказы Чарушина.Список произведенийЧитать рассказы других авторов
Друзья
Однажды лесник расчищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору.
Он раскопал нору и нашёл там одного маленького лисёнка. Видно, лисица-мать успела остальных перетащить в другое место.
А у этого лесника уже жил дома щенок. Гончей породы. Тоже ещё совсем маленький. Щенку было от роду один месяц.Вот и стали лисёнок и щенок расти вместе. И спят они рядышком, и играют вместе.
Очень занятно они играли! Лисёнок лазал и прыгал, как настоящая кошка. Прыгнет на лавку, а с лавки на стол, хвост задерёт трубой кверху и смотрит вниз.
А щенок полезет на лавку — хлоп! — и упадёт. Лает, бегает вокруг стола целый час. А потом лисёнок спрыгнет вниз, и оба лягут спать.
Поспят-поспят, отдохнут и снова начнут гоняться друг за другом. Щенка звали Огарок, потому что он был весь рыжий, будто огонь. А лисёнка лесник назвал Васькой, как кота: он лаял тоненьким голоском — будто мяукал.
Всё лето щенок и лисёнок прожили вместе, и к осени оба выросли. Щенок стал заправским гончаром, а лисёнок оделся в густую шубу. Лесник посадил лисёнка на цепь, чтобы он не убежал в лес. «Подержу, — думает, — его на цепи до середины зимы, а потом продам его в город на шкурку».
Ему жалко было самому стрелять лису, уж очень она была ласковая. А с гончим Огарком лесник ходил на охоту и стрелял зайцев.
Вот однажды вышел лесник утром покормить лису. Глядит, а у лисьей будки одна цепь и рваный ошейник. Убежала лиса.«Ну, — подумал лесник, — теперь мне не жалко тебя застрелить. Видно, не бывать тебе ручным зверем. Дикарь ты, дикарь. Найду в лесу и застрелю как дикую».
Вызвал он своего Огарка, снял с полки ружьё.— Ищи, — говорит, — Огарко. Ищи своего приятеля. — И показал следы на снегу.
Огарок залаял и побежал по следу. Гонит, лает — по следу идёт. И ушёл он далеко-далеко в лес, еле его слышно.Вот он и совсем замолк.
А вот снова сюда идёт — лай всё ближе, ближе.Лесник спрятался за ёлку на опушке, взвёл курки на ружье.И вот видит: выбежали из лесу разом двое. Лиса и собака. Собака лает и повизгивает.
И бегут они по белому снегу рядышком. Как настоящие приятели — плечо к плечу. Вместе кочки перескакивают, друг на друга смотрят и будто улыбаются. Ну как тут стрелять. Ведь собаку убьёшь!
Увидали звери лесника, подбежали. Васька прыгнул к нему на плечи, а пёс встал на задние лапы, упёрся в грудь хозяину и хамкает и ловит шутя лисий хвост.
— Эй, вы, чертенята! — сказал лесник. Спустил курки на ружье и вернулся домой. И так жила лиса у него в избе всю зиму — не на цепи, а просто так.
А весной стала уходить в лес — мышей ловить.Ловила-ловила да и осталась в лесу совсем.А гончий Огарок с тех пор не гонит лисиц. Видно, все лисицы ему стали друзья.
Читаем с интересом — Рассказ Как лошадка зверей катала читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.
Подарили Никите деревянную лошадку. Лошадка белая вся, в серых яблоках. Глаза у неё стеклянные, а грива и хвост настоящие — из конских волос.
А ещё подарили Никите тележку.
Вот так тележка!
Колёса красные, оглобли золотые, сиденье мягкое, на пружинках.
Стал Никита лошадку запрягать.
Поставил её в оглобли, привязал дугу с колокольчиками и бубенцами. И только он её запряг — как затопает лошадка копытами, как вырвется у Никиты из рук — и побежала по полу. Под стол забежала, под стул, под диван, а потом из-под дивана выскочила — и марш в коридор! Весь тёмный коридор проскакала и понеслась вниз по лестнице. Со ступеньки на ступеньку прыгает, а тележка сзади скачет.
Выбежала лошадка на улицу, бубенчиками зазвенела. Люди удивляются, кричат:
— Смотрите! Смотрите! Деревянная лошадка бежит, деревянную тележку везёт!
Сбежались собаки, лают. Воробьи в сторону шарахаются, кошки на забор лезут — боятся.
Вот пробежала лошадка через весь город — туда, где поля и огороды начинаются. Носится лошадка по полям, хвостом помахивает. Видит: зайцы в огороде капусту едят, длинными ушами поводят.
Подошла к ним лошадка и спрашивает:
— Хотите, зайчики, покататься?
— Хотим, хотим! — говорят зайцы.
Прыг, прыг в, тележку — и уселись.
Лошадка хвостом махнула, гривой тряхнула — и понеслась по дорожке.
Бежала-бежала, а потом спрашивает:
— Ну что, зайчики, хорошо вам кататься?
Никто не отвечает.
Посмотрела лошадка, а тележка пустая.
Где же зайцы? Куда подевались?
А зайцы на полянке играют, скачут друг через друга.
— Скучно нам в твоей тележке сидеть! — кричат зайцы. — Нам веселее через пеньки да кочки скакать.
Бежит лошадка по дорожке, опять пустую тележку везёт. Вдруг слышит — кто-то в кустах сопит и похрюкивает.
— Эй! Кто там сопит? — спрашивает лошадка. — Вылезай! Я тебя покатаю!
— Погоди, сейчас вылезу, — отвечает ей кто-то.
И вот из кустов вылезает ёж — круглый, колючий, весь в иголках.
Посопел он, похрюкал, а потом забрался в тележку — и шариком свернулся.
Рада лошадка — есть кого повозить!
Бежит-бежит она, то вправо, то влево повернёт, а в тележке ёж из угла в угол так и перекатывается.
Катался-катался да и выкатился из тележки на дорогу.
Оглянулась лошадка, — что такое?
Потерялся ёж.
Лошадка опять пустую тележку везёт.
Видит: медведь у дороги собирает с кустов малину.
Толстый-претолстый медведь.
— Хотите, Михайло Иванович, покататься? — спрашивает лошадка.
— Ладно, — отвечает медведь. — Вот куст малины объем и поеду.
Почмокал медведь, обсосал лапы и полез в тележку — затрещала тележка под ним. Понатужилась лошадка — еле тележку с места сдвинула.
Изо всех сил старается, везёт, пыхтит.
Втащила медведя на горку, а уже под горку тележка сама покатилась.
Колёса на камушках подскакивают, медведя в тележке потряхивает, медведь в тележке порявкивает.
А как тряхнуло его посильней — он и вывалился. Сидит на дороге, лапами нос трёт.
— Не буду больше кататься, — ревёт. — Буду на своих четырёх ходить.
И ушёл в лес.
Скучно лошадке: никто больше кататься не хочет. Пошла она домой. Подходит к дому, а на крыльце на нижней ступеньке Никита сидит и верёвочку к палочке привязывает — кнутик делает.
Увидал Никита лошадку и кричит:
— Ты куда из дому уходила? Я кататься хочу!
Обрадовалась лошадка.
___ Садись, Никита, садись, — говорит, — только сильно меня кнутом не стегай.
Сел Никита в тележку, натянул вожжи да как крикнет:
— Н-н-н-ооо! Поехали!
Ух, понеслась лошадка!
Никита потянет правую вожжу — она вправо бежит, потянет левую — она влево поворачивает.
Мимо огородов проехали, зайцев напугали, мимо кустов пронеслись, где ёж прячется, по лесу проскакали, куда медведь ушёл.
Ехали мимо озера — там Никита воды напился.
Ехали по полю — там Никита жука поймал.
Ехали по лесу — там Никита ягоду-землянику сорвал.
Ездили-ездили и повернули домой. Подкатили к крыльцу, остановились.
— Тпррр-ррр-рр-руууу! Приехали!
Поставил Никита лошадку опять в уголок под кроватью, где она раньше стояла, бумажного сена ей настриг.
— Ешь, — говорит, — лошадка. Ты сегодня много бегала!
А на самом деле лошадка никуда не бегала — это мы с Никитушкой так играли.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Подробнее о творчестве Чарушина
С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя.
Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.
Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации.
Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя.
Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.
Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии.
Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.
Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С.Я.Маршак, В.В.Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.
Прожил Чарушин 64 года. Он умер в 1965 году. Но осталось много его книг и большая любовь к своей Родине.
Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография.Творчество.
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.
Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.
Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.
Перепёлка
У нас в клетке жила ручная перепёлка. Такая маленькая дикая курочка. Вся коричневая, в светлых полосках. И на горле у неё нагрудничек из пёрышек, будто ребячий слюнявник.
Перепёлочка ходит по клетке и тихонько насвистывает — вот так:
— Тюрр-тюрр! тюрр-тюрр!
А то ляжет на бочок и купается в песке, как настоящая курица, чистит пёрышки, крыльями похлопывает. Мы ей покажем червячка, она подойдёт и клюнет из рук.
Мы её даже на руки брали, как игрушку.Сидит она на ладошке и не улетает. Совсем ручная. Но самое удивительное вот что. Как только зажжём мы вечером электричество, перепёлочка сразу начинает высвистывать — кричать:
— Фить-пирю! Фить-пирю!— Что такое она говорит? — спрашивает Никита.— Это она тебя спать укладывает. Слышишь, кричит: «Спать пора! Спать пора!»
Прислушался Никита — вправду похоже:— Фить-пирю! Спать пора! Фить-пирю! Спать пора!А Никите и в самом деле спать пора. Но только уложить его трудно.
— Рано ещё! — говорит Никита.Перепёлка опять:— Спать пора!— Да не хочу я!— Спать пора!
— Ну, да я ещё немножко поиграю!Тут как раскричится перепёлка, что терпеть больше нельзя:— Спать пора! Спать пора! Спать пора!— Да уж умываюсь!— Спать пора! Спать пора!— Да я уж штанишки снимаю!— Спать пора! Спать пора!— Да что ты кричишь, глупая? Ведь я уже лёг.
Потушат свет в доме — тут и перепёлка замолчит, и Никита уснёт.Так у нас повелось.
Стала перепёлка укладывать Никиту спать.Чуть засвистит она своё «фить-пирю», Никита зевать начинает. Позевает-позевает, а потом умоется, разденется и ложится спать.
Правда, перепёлочка не только по вечерам, но и в другое время кричала «спать пора», но я сразу же накину на клетку какое-нибудь полотенце или платок, она и замолчит.В темноте перепёлки кричать не любят.Летом мы переехали жить на дачу.
В саду устроили перепёлочке большую клетку-загородку. Посадили её туда и ушли в поле собирать цветы на новоселье. А в клетке оказалась щель — перепёлка-то и убежала. Пришли мы обратно, а её нет.
Вот жалко-то нам было!Стали мы её искать. Целый день ищем, целый вечер. В траве роемся, кусты раздвигает. Нет и нет нашей перепёлочки.Устали мы, из сил выбились. Никите давно спать пора.
— Как же я спать буду? — плачет он. — Никто меня не укладывает. И вот взошла луна. Яркая-яркая, всё кругом осветила: и траву, и дорогу. Вдруг мы слышим из куста, что у самой дороги:
— Фить-пирю! Фить-пирю!— Она! — говорит Никита.А перепёлка ещё громче:— Фить-пирю! Спать пора!
Мы в кусты — и сразу поймали нашу перепёлку.Она была вся холодная, мокрая от росы. Вернулись мы с ней домой, заделали крепко щёлку в клетке и посадили перепёлку туда обратно. А Никита пошёл спать.