Колечко, расскажи
Еще одна особенность или отличительная черта докучной сказки — это закольцованность сюжетной линии. Это могут быть докучные сказки о кошках, птичках, медведях или вымышленных персонажах. Например, про чучело-мяучело:
«Чучело-мяучело на трубе сидело, чучело-мяучело песенку запело. Чучело-мяучело с пастью красной-красной, всех оно замучило песенкой ужасной. Всем кругом от чучела горестно и тошно, потому что песенка у него про то, что чучело-мяучело на трубе сидело…»
«Медведь и пчела» — докучная сказка с закольцованным сюжетом:
«Жил был медведь, да как начал реветь: «Меду, меду, дайте меду, а то всех съем!»
Испугались звери, побежали к пчеле, рассказали про медведя. Услышала их пчела, она добрая была, пожалела зверей, вот и принесла медведю медок — целый горшок. Медведь мед съел, да как начал реветь:
«Меду, меду, дайте меду, а то всех съем!» Испугались звери…»
Сказки-коротышки
Главной особенностью докучных сказок является то, что они могут быть очень короткими, состоять из одного предложения. Такие сказки-коротышки обычно завершаются неожиданным вопросом, адресованным слушателю.
Например, сказка о журавлях:
«Жили-были два брата журавля. Скосили стожок сенца. Положили посреди кольца… Не начать ли опять с конца?»
В этой сказке цепь докуки скреплена рифмой кольца-конца, а вопрос «Не начать ли опять с конца?» заставляет повторять стишок.
Сказочка про корову Буренку также скреплена рифмой, которая отсылает слушателя к началу:
«У бабушкиной избенки жевала травку Буренка. Жевала, жевала — молчала. Молчала, молчала, а потом замычала. Не сказать ли про Буренку сначала?»
Еще пример короткой истории — докучная сказка про Кутыря-Мутыря, который должен бесконечно косить сено, эта сказка написана в рифму:
«Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,
Накосил себе стог сенца.
Пришли баран да овца,
Съели весь стог сенца…
Не сказать ли сказку опять с конца?»
Короткие сказки или стихи подходят для детей младшего возраста, они просты в запоминании, оригинально повествуют о повседневных событиях:
«Тетушка Арина кашу варила, Егор да Борис из-за каши подрались. Тетушка молчала, молчала… Начинай сначала!»
Докучные сказки, 1 класс:
- «Жил-был царь Ватута и вся сказка тута».
- «Хочешь сказку про лису? Она — в лесу».
А вот сказ про домашнего любимца — кота:
«Жили-дружили Кот и Воркот.
Ели они с одного стола,
В окошко глядели с одного угла,
Гулять уходили с одного крыльца.
Не послушать ли сказочку опять с конца?»
Еще небольшая коллекция докучных сказок
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
***
— Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
— Расскажи.
— Вот она и вся.
***
— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?
***
Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.
***
— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Кожух нашли?
— Нашли.
— И где он?
— Что?
— Кожух.
— Какой?
— Как это какой? Мы с тобой шли?
***
Жили-были баран да овца. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
***
Шел я как-то через мост, глядь — ворона сохнет, взял ворону я за хвост, положил ее под мост, пусть ворона мокнет.
Я опять пришел на мост, глядь — ворона мокнет, взял ворону я за хвост, положил ее на мост, пусть ворона сохнет…
***
— В бане был? — Был. -Тело мыл? — Мыл. — А где мочала? Начинай сначала…
— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!
***
Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.
***
Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку – хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет…
Хороша ли моя сказочка?
***
Пришел медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис, вылез, высох.
Встал на колоду — Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок….
***
Жил-был Яшка,
У него была красная рубашка,
На поясе пряжка,
На голове шапка,
На шее тряпка,
В руках – лыка связка.
Хороша ли моя сказка?
***
«Сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?»
***
Стоит над рекой дуб. На том дубу сидит сорока – в реку смотрит. А рак вылез из воды и лезет.
Вот он лезет да ползет, лезет да ползет, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползет.
Вот он лезет да ползет, ползет да ползет. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползет…
Читать терапевтические сказкиСказкотерапия для детей
Мораль и мудрость: докучные сказки
Сказка не представляла бы особой ценности, если бы в ней не было морали. Этим она отличается от фэнтези: при необычности и неправдоподобности сюжета сказка обязательно скрывает общепринятую мораль.
Например, разберемся, чему учит следующая докучная сказка о сове:
«Рассказать тебе сказочку про сову? Слушай, да не перебивай! Летела сова — веселая голова. Вот она летела, летела, на березку села, хвостиком повертела, по сторонам поглядела, песенку спела. И опять полетела. Вот она летела, летела, на березку села, хвостиком повертела, по сторонам поглядела, песенку спела. И опять полетела…Сказывать ли дальше?»
История про сову в образной форме рассказывает о легкомыслии, пустом времяпрепровождении, когда кроме как о веселии и красоте птичка ни о чем не думает. Потому и летит неизвестно куда и зачем.
Оказывается, и рассказать-то нечего о персонаже (сове), вот и попала она в докучную сказку, потому что ничего больше не умеет, кроме как по сторонам глядеть и хвостиком вертеть.
Или докучная сказка о том, что не стоит повторять свои ошибки, собираясь достичь поставленной цели. Сказка о лягушке в доступной и остроумной форме рассказывает о повторении ошибок и невозможности новых достижений. По сути, сказка — предостережение:
«В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчеству Квакушка. Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тине хвост: дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост. Да завязила нос: дергала, дергала – выдернула нос, да завязила хвост: дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост. Да завязила нос и т. д.»
Сказка-предостережение типична для докучных фольклорных историй. К примеру тема жизни без цели довольно часто используется в докучных сказках, при этом могут меняться персонажи или виды действий, но особенность морали и мудрой «начинки» при этом остается:
«Шла собака через мост, завязила в тине хвост, тянула, тянула, вытянула хвост, только завязила в болоте нос. Тянула, тянула…»
Вымышленная бесконечность
В отличие от сюжетной сказки в привычном понятии, докучная не имеет ярко-выраженной борьбы Добра и Зла, победы светлых сил над темными. Докучная сказочка не имеет привычного «счастливого конца», она рассчитана на бесконечное повторение.
Вот новая интерпретация сказки о репке в ее докучном варианте. Получилась сказка не о совместном труде, а о том, что надо делиться своей радостью со всеми, даже со зверями, и эта сказка никогда не закончится:
«В некотором царстве, в незнакомом государстве, не в том, в котором мы живем, случилось диво дивное, явилось чудо чудное: выросла в огороде репа важная, ее хвалила старуха кажная:
«Одним деньком не обойдешь кругом».
Половину той репы вся деревня месяц ела. Едва доела. Соседи увидали — три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили, мимо лесу потащили, телегу обломили. Пробегал медведь — удивился, репы наелся и спать повалился… Когда он проснетс, тогда и сказка дальше поведется!»
Или извечная проблема нашей жизни: то недодел, то передел. Докучная сказка о царе Бубенце — о том, что бессмысленный и бесполезный труд может преследовать человека до самой смерти:
«Жил-был царь Бубенец. Захотел он построить себе новый дворец. Навезли ему мокрых досок, положили сушить на песок. Сушили, сушили — пересушили. Положили в реку — перемочили. Снова сушили — пересушили, снова мочили — перемочили!
Вот как будут доски готовы, тогда и за сказку за эту примемся снова. Только будет это нескоро: это будет в тот год, когда леший помрет, а он еще и не хворал!»
Докучные сказки, продиктованные бытовыми событиями и явлениями природы, представляют интерес для исследователей фольклора.
Ценность их — в воздействии на подсознание, в остроумном и оригинальном взгляде на обыденные явления. Кроме того, эти сказки благотворно влияют на развитие ребенка, успокаивают, пробуждают фантазию и потому служат предметом постоянного дополнительного сочинительства и придумок со стороны взрослых и детей.
Зимние потешки
Как по снегу , по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят.
В первых санках — дедушка,
В других санках — бабушка,
В третьих санках — тётушка.
Наша Катя выбегала,
Дорогих гостей встречала,
Ворота им отперла,
В нову горенку вела.
***
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок,
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал,
Он упал, упал, лежит —
Никто к Ване не бежит,
Две девушки увидали —
Прямо к Ване подбежали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
***
Шапка
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка.
***
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.
***
Падай, падай,
Белый снег!
Радуй, радуй
Всюду всех!
Падай, падай
На село,
На гусиное
Крыло.
Поле белым
Укрывай –
Будет летом
Каравай!
Откуда приходят докучные сказки
Докучные истории, стихи и прибаутки отличаются незавершенностью, повтором действий персонажа или героя сказки, либо обязательным повтором события, которое не может быть закончено по условиям, заложенным в смысловом содержании сказки.
Монотонностью и повтором они похожи на баюкающие песни, обычно рассчитаны на то, чтобы привлечь внимание ребенка, успокоить и развлечь. Но, как всякая монотонность и однообразие, наводят на сон
Кто был первым сочинителем докучной сказки — сказать невозможно. Наверное, все-таки сама жизнь подсказывает сюжеты.
Чем не сказочка:
«Утром взошло солнышко на горизонте, походило по небу, уморилось и за горизонт укатилось спать, а утром опять взошло солнышко, походило по небу, уморилось и за горизонт укатилось спать. Не начать ли сначала?»
Или, например, сказка, продиктованная бытовыми хлопотами:
«Было в доме холодно. Взяла баба дрова, затопила печь, стало в доме тепло. Прогорели дрова, остыла печь, стало в доме холодно. Взяла баба дрова, затопила печь, стала в доме тепло. Прогорели дрова… Не начать ли снова?»
Если внимательно присмотреться, то все вокруг — сплошная докука, а значит, можно использовать как сюжет. Например, для сказки на ночь. Недаром А. С. Пушкин написал: «Мне не спится, нет огня; всюду мрак и сон докучный. Ход часов лишь однозвучный раздается близ меня…»