5 лучших игр для детей 4-5 лет в детском саду
Воспитателю можно взять на заметку еще несколько несложных в организации детских забав, которым они непременно будут рады. Предлагаем вашему вниманию как подвижные развлечения на открытом воздухе, так и спокойные, развивающие занятия.
1. Мишка по лесу гулял
Вначале нужно выбрать Мишку. Вместо Мишки может быть Волк. Это зависит от наличия маски или от вашего желания. Им может стать любой из детей по желанию. Все остальные ребята усаживаются на стульях. Они будут зайками. Все ребята вместе с воспитателем начинают приговаривать стишок:
Мишка по лесу гулял и малину собирал. (Мишка ходит по ковру и собирает разбросанные игрушки. Можно вручить ему в руки корзинку)
Нагулялся и устал. Сел наш Мишка, задремал. (При этих словах Мишка садится на стул и делает вид, что спит)
Стали зайки подходить, Мишку сонного будить. (Ребята начинают потихоньку красться с Мишке)
Миша, Мишенька, вставай! И зайчишек догоняй!
При последних словах Мишка вскакивает и пытается словить зайцев. Если это ему удалось, то Зайка сам становится Мишкой. Забава продолжается.
2. Лиса в курятнике
Среди группы детей выбирают Лису. Остальные будут курами. Лиса прячется за столом воспитателя, за тумбочкой или в любом другом подходящем для этого месте. «Куры» мирно пасутся на ковре, занимаясь своими делами. Лиса должна выждать момент, когда Куры забудут о ней. Затем Лиса выскакивает и старается схватить одну из Курочек. Куры могут спастись, поднявшись на любую возвышенность (на насест) В этом случае Лиса их не поймает. После того, как Курица поймана, она сама становится Лисой.
3. Сыр в мышеловке
Ребята 4-5 лет становятся в круг и берутся за руки. Это будет мышеловка. Выбирают двух-трех детей, которые согласятся быть мышками. Посредине круга кладут большой мяч или любую другую игрушку. Это будет сыр. Чтобы завлечь мышек, ребятишки поднимают руки вверх, открывая проход для мышей, которые гуляют вокруг мышеловки. При этом они произносят стишок:
Вы нам, мыши, надоели,
В доме всю еду поели.
Скоро серые плутовки!
Попадетесь в мышеловку!
Мышки должны вбегать в круг, стараться схватить сыр (игрушку в центре) и быстро выбежать. Ребята, изображающие мышеловку, стараются быстро опустить руки, чтобы мышка не могла выскочить наружу. Если мышки попались, то они становятся в круг, а ребята выбирают новых мышек.
4. Курочка, цыплята и кошка
Очень веселое развлечение, которое обычно приводит в восторг всех ребят. Выбирают курицу (это может быть воспитательница). Также нужно выбрать кошку. Остальные дети будут цыплятами. Курица с цыплятами выходит из «гнезда» Гнездом может быть домик на площадке, очерченный мелом круг, соседняя комната и другое удобное место.
Произносят стишок:
Курочка с цыплятами вышла на дорожку.
Смотрят, а на лавочке дремлет чья-то кошка.
Курочка кричит: «Ко-ко! Не ходите далеко!
Когти острые у кошки! Убегайте по дорожке!
При этих словах кошка вскакивает, и начинает гоняться за Цыплятами. Те бросаются в рассыпную. Спасется тот цыпленок, который успеет забежать в заранее условленное место. Если Коша словила цыпленка, то он становится Кошкой и садится на стул, делая вид, что он спит.
5. День и ночь
Еще одна забава, которая очень нравится детям. Выбирается сова, которая будет делать вид, что спит на ветке. Веткой может быть любой стул. Остальные дети — это лесные жители. Каждый может выбирать себе роль любого зверя. Воспитатель говорит: «День». Сова спит, а Зверята играют, ходят по площадке. Как только воспитатель произнесет слово «Ночь», Сова выходит на охоту. Но делает это незаметно. Она может закрывать глаза, хитрить. В это время все Звери должны замереть в той позе, в которой они остались. И не двигаться до следующего слова «День». Если Сова увидела движение, услышала шорох, чью-то речь, она тут же «подлетает» к Зверенку и хватает его. Воспитатель следит, чтобы это было справедливо. Схваченный зверь становится Совой.
Задания по математике в картинках для детей подготовительной группы
Это не только серия заданий на обучение детей счёту, но и на развитие внимания и логики.
Задание №1
Из каких геометрических фигур состоит солнце?
Из каких – деревья? Из каких – замок?
Посчитай, сколько на рисунке кругов и сколько квадратов. Раскрась рисунок.
Задание №2
Раскрась цветы так, чтобы жёлтых и красных было поровну.
Задание №3
Раскрась шапочки зелёным или синим цветом так, чтобы синих было меньше.
Задание №4
Сосчитай, сколько всего котят. Раскрась их так, чтобы белых котят было больше, чем цветных.
Задание №5
Используя подсказку из чисел на воздушных змеях, составь из букв слово и запиши его в клеточки.
Задание №6
Реши примеры и запиши ответы. Соедини линиями примеры и подходящие рамки с картинками.
Задание №7
Сосчитай все фрукты и все овощи. Запиши результат.
Задание №8
Реши примеры. Запиши и дорисуй ответы.
Задание №9
Какой рисунок здесь лишний? Почему?
Задание №10
Сколько яблок в каждой фигуре? Сосчитай и запиши результаты в клеточки. Где больше всего яблок? А где меньше всего?
Задание №11
Какая книга самая дорогая, а какая самая дешёвая?
Задание №12
Сколько цветков надо пересадить с одной клумбы на другую, чтобы их количество на каждой клумбе сравнялось?
Задание №13
Расставь знаки «больше» (>) «меньше» (<) или «равно» (=).
Задание №14
Впиши в клеточки цифры от 0 до 9.
Задание №15
Пчёлка перелетела с цветка на цветок, собирая сладкий нектар. Проследи путь пчёлки: проведи линию по порядку от одного цветка к другому.
Задание №16
В рамках должно быть указанное количество предметов. Дополни каждую группе: дорисуй недостающие картинки.
Задание №17
Сосчитай всех рыбок, которые плывут направо, и всех рыбок, которые плывут налево. Запиши результаты.
Задание №18
Реши задачки и раскрась правильные ответы.
1) На лугу гуляли 3 курицы, 1 петух, 2 кролика и корова. Сколько всего животных?
2) По шоссе едут 4 легковых автомобиля и 6 грузовиков. Сколько всего машин едет по шоссе.
3) У Маши 10 леденцов. 2 леденца Маша отдала маме. Сколько осталось леденцов у Маши?
4) Катя купила 7 пирожных. Одно она съела. Сколько пирожных Катя принесла домой
Задание №19
Реши примеры. Расставь знаки: больше (>), меньше (<) или равно (=).
Задание №20
Дорисуй фигуры так, чтобы получился:
1) квадрат;
2) круг;
3) ромб;
4) овал.
Задание №21
Из каких фигур собрана каждая гирлянда?
Дорисуй гирлянды, соблюдая закономерность.
Задание №22
Запиши в клеточки буквы по порядку.
Прочитай, что получилось.
Задание №23
Напиши цифры от 1 до 9, а потом в обратном порядке.
Основные виды дидактического материала в ДОУ
Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.
Предметно-образные пособия
В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:
Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).
Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета
Данные материалы формируют у ребёнка полный и детально-разобранный образ, позволяют обратить внимание на детали и особенности. К объёмно-предметным пособиям относят:
модели,
макеты,
муляжи и др.
С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения
Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.
Знаковые дидактические материалы
Знаковые дидактические пособия делятся на:
-
Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
- предметные и сюжетные картинки,
- разнообразные карточки,
- портреты,
- аппликации,
- фото,
- фильмы и др.
- Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.
Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:
-
материал в картинках;
-
раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника);
-
демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.).
Весёлая игра для детского сада «Угадай слог»
Это подвижная весёлая игра, в которую можно играть в детском саду на прогулке или в спортивном зале. Главное, чтобы под ногами у играющих была ровная поверхность.
Любая весёлая игра в детском саду проводится не просто для развлечения, она ставит перед собой ряд развивающих целей и задач.
Цель весёлой игры «Угадай слог» – тренировка у детей внимания, умения слушать и совершать действия только после того, как поймёшь, о чём идёт речь. Также в ходе этой весёлой игры в детском саду дети знакомятся с новыми словами и понятиями. Каждый раз, давая командам слова, воспитатель должен поинтересоваться у детей, знают ли они значение того или иного слова, и если нет, то познакомить детей с незнакомым понятием.
На полу или на земле проводится черта, вдоль которой встают участники игры. Играть могут до двадцати человек, поделённых на две команды. Встать надо следующим образом: носок одной ноги находится у черты, вторая нога чуть сзади.
Задача участников команд — услышав своё слово, которое произнесёт ведущий, перебежать черту и задеть кого-нибудь из другой команды. Затем всё повторяется сначала.
Слова могут быть разными, смысл в том, что каждый раз обе пары слов начинаются с одинаковых слогов. Каждая пара слов может повторяться раз по пять-шесть. Ведущий произносит слово, специально растягивая первый слог, чтобы придать игре интригу и заинтересовать детей. Перед каждой сменой слов ведущий договаривается с командами, у кого какое слово будет.
Примеры пар слов: корова — корона, бабочка — бабушка, верблюд — вертолёт, самолёт — самокат, чебурек — Чебурашка, переход — перевал, плотина — плотник, перемена — перерыв, пустыня — пустота, шарик — шарфик, варежки — варево, пароход — паровоз
Весёлая игра для детского сада «Собираемся все вместе»
Игра развивает внимание, умение слышать других, действовать в команде. Все стоят в кругу, ведущий проходит сзади круга и каждому на ухо, так, чтобы не услышали другие, называет какого-нибудь литературного героя или героя мультфильма
Вариантов героев должно быть столько, чтобы они составили несколько групп по три-пять человек
Все стоят в кругу, ведущий проходит сзади круга и каждому на ухо, так, чтобы не услышали другие, называет какого-нибудь литературного героя или героя мультфильма. Вариантов героев должно быть столько, чтобы они составили несколько групп по три-пять человек.
Затем ведущий объясняет, что все одинаковые герои должны собраться в группу, но не называя себя, а произнося какие-нибудь фразы, которые они говорят в литературном произведении. Как вариант, можно сказать на ухо играющим и эти фразы, но это замедлит темп игры.
Например:
Волк из мультфильма «Ну, погоди!» — фраза «Ну, заяц, погоди!».
Кот Матроскин из произведения «Дядя Фёдор, Пёс и Кот» — фразы «Усы, лапы и хвост – вот мои документы!», «А я и на машинке могу… И крестиком вышивать».
Галчонок оттуда же – фраза «Кто там?».
Кот Леопольд – фраза «Давайте жить дружно!».
Лиса Алиса из сказки «Золотой ключик или Приключения Буратино» — фраза «Бедненький Буратино!».
Вини-Пух из сказки «Вини-Пух и все-все-все» — фразы «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!», «Это неправильные пчёлы!», «И того, и другого, и можно без хлеба».
Пятачок из этого же произведения – фраза «Кажется, дождь собирается!».
Ослик Иа-Иа – фраза «И входит, и выходит, замечательно выходит!».
Фразы у каждого героя могут быть разными.
Задача играющих – понять, что эти фразы тоже принадлежат их герою и объединиться в группу. Когда все одинаковые герои объединяются, они должны хором сказать одну из своих фраз.
Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе
Нелля Ткаченко
Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе
Дидактический материал для ознакомления
с составом числа из единиц в старшей группе.
ЦЕЛЬ:
Формирование представлений о составе числа в пределах первого пятка.
ЗАДАЧИ:
— закрепить,-
— представления о числах и цифрах в пределах первого пятка;
— развивать,-
— представления, что все числа составляются из единиц;
— представления, что количество единиц в разных числах различно;
— внимание, зрительное восприятие, память, логическое мышление;
— мелкую моторику;
— воспитывать,-
— организованность;
— сосредоточенность;
— интерес к математическим играм;
Счетная деятельность у детей пятилетнего возраста в процессе систематического обучения уже объективно совершенна. Изучение состава числа из единиц в старшей группе – это подготовка к освоению вычислительного приема – присчитыванию и отсчитыванию по единице.
Изучение состава чисел из единиц необходимо начинать от анализа состава множества из элементов к составу числа из единиц, при этом надо быть последовательным, не торопиться, именно с пятка – с каждого числа –от 2 до 5 (2,3,4,5)
. В качестве наглядногоматериала подбирается группа одного вида предметов, в которой каждый отличается друг от друга качественными признаками (например, цветом, размером) . Так же, в последующем, используются предметы,объединенные одним понятием, например, игрушечные комплекты одежды, посуды, мебели и т. п. Наряду с сюжетными предметами можно использовать модели геометрических фигур, полоски бумаги разной длины и величины и т. д. Необходимо научить детей, рассматривая множества, рассказывать, как эта группа составлена, называть каждый элемент и их общее количество.
Например:
«Число 4 составлено так: 1 зеленый кружок, 1 красный кружок. 1 желтый кружок, 1 синий кружок – всего 4 кружочка».
Пересчитав 4 кружочка, ребенок должен рассказать, как составлено «это четыре»
, подчеркивая количественныйсостав: один – зеленый, один – красный, один – желтый, один – синий, всего – четыре. Предлагая детям выполнять задания с различными видами групп предметов, надо просить рассказывать, как составлена группа, сколько в ней разных предметов и сколько их всего, называть и предметы и их количество. Постепенно от более конкретных вопросов надо переходить к общим – «Сколько ты взял? Сколько … всего? Как у тебя получилось… (например, 5, карандашей?»
Изучая количественный состав числа из единиц, надо обратить внимание детей, что единица может отражать не только отдельный предмет, а может быть отражением целой группы предметов. Например, предложить детям рассмотреть множество геометрических фигур и ответить на вопросы,-. — Из каких частей составлено это множество? («Составлено из трех частей»
— Из каких частей составлено это множество? («Составлено из трех частей»
— Назовите цвет и количество частей данного множества. («В данном множестве три части разного цвета: одна часть – треугольники красного цвета, одна – треугольники синего цвета, одна – треугольники зеленого цвета. Всего три части».
— Из скольких единиц состоит число три? («Из трех отдельных единиц»
).
В данном задании дети должны осознать, что единица может отражать не только один отдельный предмет, но и одну группу предметов.
В процессе ознакомления детей с составом числа из единиц, можно использовать словесные упражнения,-
— на полянке собрались лесные животные: один заяц, один ежик, одна белочка. Сколько всего собралось животных на полянке в лесу? По сколько разных лесных животных собралось на полянке и т. д.
И другие задания, например,-
— подберите пять треугольников разного цвета;
— нарисуйте три разные геометрические фигуры;
— поставьте на стол четыре разные куклы и тд.
Ознакомление детей с составом числа идет в последовательной системе занятий, что создает условия для образования новых связей, формирующих знания детей о количественном составе, что в свою очередь является подготовкой к вычислительной деятельности.
Как проводятся дидактические игры в средней группе
Игры не должны быть слишком простыми, это вызовет скуку и нежелание заниматься. Но и слишком усложнять занятия не следует. Вопросы и задания должны соответствовать особенностям развития данного периода жизни. Это поможет стимулировать желание узнать новое и добиться в этом видимых результатов.
Как создать мотивирующую среду
В возрасте 3-5 лет дети с большим интересом реагируют на сказки и волшебные проявления. Любые занятия можно проводить в форме сказочных приключений, встреч с ожившими героями, путешествий в волшебную страну.
Нельзя забывать! Излишняя подвижность является ещё одной отличительной чертой данного возраста
Нельзя злоупотреблять вниманием ребёнка и затягивать интеллектуальную работу. Обязательно чередовать сидячие, требующие повышенной концентрации занятия с подвижными играми
Дополнительные материалы
- Первая игра.
Возьмем карточки с изображение — 1 и 2.
Задание-стихотворение:
Если видим цифру Раз!
Закрываем один глаз.
Если видим цифру ДВА!
Громко мы кричим — УРА!
2. Вторая игра.
Взрослый бросает мяч ребенку и говорит цифры. Для начала 1 и 2.
Если слышит цифру 2 — нужно поймать мячик, остальные цифры не ловить.
3. Третья игра: «Будильник». Задание на внимательность:
Попросите ребенка сесть на стул и повторять за вами. Наклоняйте голову то влево, то вправо так, чтобы ухо касалось плеча.
Учитель: « Заведем часики на цифру 2! Услышим два — звеним, как будильник!»
Тик-так, тик-так (изображаем ход часов),
Спать уже давно пора
Тик-так, тик-так
Завтра встанем мы с утра.
Тик-так, тик-так
Мы будильник завели
Тик-так, тик-так
Он показывает три! (смотрим реакцию детей)
Спим-Спим-Спим.
Тик-так, тик-так
Сколько время на часах?
Тик-так, тик-так
Тик-так, тик-так
ДВА (Дети звенят, как будильник)
Пора вставать!
Хлопаем в ладошки. Хвалим детей.
Пособия для визуализации
В магазинах встречаются книжки с наклейками, где ребенок может в игровой форме учиться и приклеивать наклейки.
В подобном издании «Изучая цифры. Сравнение множеств» изображен игральный кубик, на который нужно наклеить кружочки и рядом стоит двойка. Далее представлены задачи:
«У медвежонка был 1 шарик. Зайчонок принес ему еще 1 шарик. Сколько шариков на картинке? А сколько зверят?»
Нарисованы 2 друга, которые везут машинки. «У кого из друзей больше машинок? Найди и приклей еще 1 машинку, чтобы игрушек стало поровну».
Есть и другие издания. Музыкальные книжки с героями любимых мультфильмов. Здесь изучают цифру 2, нажимая на нее. А также автор рассказывает, какие есть цвета, фигуры. Решают задачи, головоломки и другие числа.
Детские раскраски
На полках в книжных магазинах встречается большое разнообразие раскрасок для детей. Популярностью пользуются многоразовые раскраски.
На страницах издания «Учим цифры» есть иллюстрации, которые можно раскрасить неоднократно. Автор предлагает изучать цифры парно.
Забавные стишки помогают малышу выучить цифры.
Зеленые лягушки
Сидели на опушке.
ОДНА нам подмигнула
И в озеро нырнула
ДВА друга-попугая
Трещат не умолкая.
Далее на станице есть прописи:
«Продолжи рисовать камыш» и «Обведи цифры».
Так, это многоразовая раскраска, повторять урок можно несколько раз.
Прописи и развивающие задания
Понадобится тетрадь в крупную клетку и простой карандаш, ластик.
Начало занятия.
Наглядным примером показать, как держать карандаш.
Первый урок: «Рисуем узоры»:
- Горизонтальные и вертикальные линии.
- Диагональная линия.
Второй урок: «Рисуем геометрические фигуры»:
- круг;
- квадрат;
- треугольник.
Покажите малышу, что можно чередовать предметы.
Третий урок: «Рисуем цифры».
Для тренировки и закрепления следует прописать цифру 2 более 3 страниц. Начинаем письмо:
- Сначала полукруг (дуга) слева направо.
- Далее, не отрывая руки, доведите параллельной линией хвост радуги до левого угла.
- Завершите волной (прямой линией).
В тетради или на доске напишите образец ребенку. Используйте ручку или карандаш другого цвета: красный или зеленый.
https://youtube.com/watch?v=2OOxf02C26w
Весёлая игра для детского сада «Кто быстрее сосчитает»
Эта весёлая игра развивает внимание, мышление, математические способности, скорость реакции, умение считать до десяти. Участвуют команды по 10 человек
Каждому человеку присваивается номер, который можно написать на карточке и прицепить к играющему. Игроки встают друг за другом в колонну так, чтобы номера шли по порядку
Участвуют команды по 10 человек. Каждому человеку присваивается номер, который можно написать на карточке и прицепить к играющему. Игроки встают друг за другом в колонну так, чтобы номера шли по порядку.
Ведущий называет номера игроков, они бегут к линии с флажками, обегают флажки и возвращаются обратно. Побеждает та команда, в которой игрок прибежит быстрее игроков остальных команд.
Усложнённый вариант для детей, умеющих считать до десяти.
Ведущий сначала задаёт арифметический пример в пределах десятка. Дети его решают, получают ответ. Бежит тот человек, номер которого совпал с ответом примера.
Вариант для детей, умеющих считать в пределах сотни.
Ведущий называет двузначные номера, игроки бегут по двое, те, чьи цифры номеров входят в названное число. Также ведущий может задавать примеры, где в ответе – двузначные числа.
Ход игры:
Дети садятся за один стол. Все карточки раздаются детям. Задача детей — выкладывать по очереди свои карточки, называя, цвет, форму геометрической фигуры и на что похожа эта фигура. Только в этом случае ребёнок может выставить свою карточку. Кто первый выложит все фигуры, тот и выигрывает.
Дидактическая игра «Закончи ряд»
Цель: Развитие логического мышления, внимания, содействовать развитию навыка различать геометрические фигуры,выделять основные признаки фигур: форма, цвет. Содействовать развитию мелкой моторики.
Правила игры: ребенок должен закончить ряд по предложенному образцу.
Дидактическая игра «Повтори по образцу»
Цель:Содействовать формированию навыка выделять основные признаки фигур: форма, цвет. Выкладывать изображение по образцу; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Правила игры: ребенок должен повторить ряд по предложенному образцу.
Игры на развитие временных представлений
Дидактическая игра «Части суток»
Цель: расширять представления и закреплять знания детей о частях суток, их последовательности, содействовать формированию навыка соотносить положение солнца с частями суток, подбирать сюжетные картинки к соответствующему времени суток, расширять словарь дошкольников, развивать внимание, память, речь, быстроту реакции. 1вариант
Дети получают карточки с изображением положения солнца в разное время суток. По сигналу воспитателя «Стройся по порядку»
1вариант. Дети получают карточки с изображением положения солнца в разное время суток. По сигналу воспитателя «Стройся по порядку»
дети встают в один ряд в соответствии с последовательностью частей суток.
2 вариант. Дети получают карточки с положением солнца в разное время суток. Перед ними лежат еще картинки с изображением действий, которые совершают дети в разное время суток.
Дидактическая игра «Где что находится?»
Цель: формировать у детей пространственное представление; — развивать внимание. Игра
Игра
на развитие представлений о цвете
Лото «Цветовая палитра»
Цель игры: закреплять знание основных цветов и их оттенков
Развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, мелкую моторику
Картинки для обучения счёту в старшей и подготовительной группах
Особых различий в форме картинок нет, отличаются только задания, то есть содержание.
Фотогалерея: индивидуальные карточки для старшей группы
Карточки с цифрами можно сделать дома
Переставляя количество шариков, ребёнок научится считать до 10, а также сортировать вещи по принципу «новое/старое»
Индивидуальная карточка может содержать задание творческого характера: вылепить цифру из пластилина
Такие домики помогают детям усвоить состав числа
Стоит отметить, что карточки не всегда представляют собой нарисованное/наклеенное изображение. Индивидуальная карточка может состоять из отдельных элементов, которые выкладываются на листе. Своего рода накладная аппликация.
Фотогалерея: счётные пособия для подготовительной группы
Так детям презентуется принцип вариативности слагаемых при одинаковой сумме
Это динамическая карточка, то есть к ней прилагается кармашек с шариками с примерами, а также карточки с цифрами-ответами
В подготовительной группе дети с лёгкостью справляются с заданием вписать соседей чисел в окошках домика
Такое пособие не только тренирует математические навыки, но и развивает мелкую моторику
Демонстрационный счётный материал — это проявление фантазии педагога, направленной на то, чтобы дети усваивали азы математических действий играючи. Очень хорошо зарекомендовали себя лэпбуки, так как ребята с удовольствием играют с эдакой большой аппликацией, включающей в себя картинки, пазлы, раскраски. При подготовке этого пособия нужно учитывать два важных момента: лэпбук должен быть крепким, то есть не рассыпаться в процессе эксплуатации, и занимательным, чтобы с его помощью педагог смог реализовать поставленные обучающие, развивающие и воспитательные цели.
Самодельные игры для детей в средней группе
Производители детских товаров предлагают всё более разнообразные игры и игрушки для раннего развития. Однако необязательно использовать только покупные дидактические материалы. Во многих случаях могут подойти самодельные игры и дополнения к купленным в магазине наборам.
Воспитатель не должен полностью брать на себя все хлопоты, связанные с изготовлением необходимых для игры элементов. Его задача — обозначить цель и донести её до родителей
В беседах следует особо подчеркивать важность их участия в жизни группы
Обратите внимание! Предметы, изготовленные мамиными или папиными руками, имеют большое значение для любого малыша, помогают его социализации среди сверстников
Изготовление дидактических игр своими руками
Родители могут изготовить элементы, приближающие детскую игру к реальности.
- Сшить одежду и постельное бельё для кукольного уголка. Помочь в изготовлении масок для театрализованных занятий.
- Чтобы поддерживать интерес к игрушкам, следует часть имеющихся в наличии игр убирать из зоны свободного доступа в ящички и коробки, обклеенные одинаковой самоклеящейся бумагой. Удобно пользоваться играми, в которых мелкие детали не смешаны между собой, а разложены по специально сшитым для них мешочкам. Родители с лёгкостью могут помочь красиво оформить тару для игрушек.
- Уголок времён года — это важный дидактический материал, экспонаты для которого нельзя купить. Зато для использования отлично подходят природные материалы и рукотворные поделки.
Уголок времён года
Демонстрационный материал пригодится и для изучения краеведения. Воспитателю вряд ли удастся приобрести готовые к использованию наборы по темам «Мой город», «Моя республика» и т. д. Скорее всего, для таких занятий лучше всего подойдёт картотека, картинки для которой будут специально подобраны и распечатаны.
Обоснованность применения наглядного счётного материала в детском саду
В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность. Обучение происходит с непременной опорой на наглядные пособия, поскольку абстрактные логические операции, производимые при счёте (слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств) сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания». Наглядный счётный материал — комплексное дидактическое средство, направленное на формирование элементарных представлений о счёте в рамках целенаправленного обучения.
Такие пособия очень разнообразны, и их применение в каждом случае зависит от:
- конкретного содержания учебного материала (например, научить детей второй младшей группы различать понятия много и мало);
- используемых методов (точнее, определённые игровые приёмы, к примеру, иллюстрации к сказке, в которой персонажи учатся считать);
- возраста детей (если во второй младшей группе могут быть карточки с картинками одного и того же животного, то в старшей на картинках изображаются разные звери, то есть идёт усложнение сути описываемого явления).
Счёт в детском саду осваивается наряду с другими дидактическими навыками и понятиями, например, изучением цветов: распредели грибочки по корзинкам соответствующих цветов и скажи, в какой их оказалось больше/меньше
Наглядный материал должен отвечать следующим требованиям:
- научным (соответствовать научным данным о счёте);
- педагогическим (нести образовательную, развивающую, воспитательную нагрузку);
- санитарно-гигиеническим ( не содержать вредных веществ, не вызывать напряжения зрения;
- эстетическим ( красивое оформление. яркие и чёткие изображения)
Сюжетно-ролевые игры для детей в детском саду
Материалы для сюжетной игры по группам:
Первая младшая,
Вторая младшая,
Средняя группа,
Старшая и подготовительная
Семинар «Сюжетно-ролевые игры»
Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность в среднем дошкольном возрасте
Режиссерская игра по сказке Б. Заходера «Рак-отшельник и роза»
Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка
Сюжетно-ролевая игра «Цирк приехал»
Перспективный план по развитию сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте «Знакомство с трудом врача»
Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра — средство развития воображения детей дошкольного возраста»
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Методика использования сюжетно-ролевых игр в гендерном воспитании дошкольников; Примерное планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность
Сюжетно-ролевые игры для детей в детском саду (Собираемся на прогулку, Парикмахерская, Зоопарк, Детский сад, День рождение Степашки, Игрушки у врача и др.)
Весёлая игра для детского сада «Угадай по детали»
Задание — отгадать предмет по одной его детали, нарисованной на картинке или представленной на фотографии.
Играть можно как командами, так и индивидуально
Игра развивает наблюдательность, внимание и образное мышление
Примеры предметов:
Велосипед (показать можно руль)
Лыжи (лыжные крепления)
Шапка-ушанка (уши)
Арбуз (арбузный хвостик)
Кошка (хвост)
Автомобиль (фара, колесо или руль)
Луна (лунные кратеры)
Дом (крыша, труба, крыльцо)
Лифт (кнопки)
Компьютер (мышь)
Стол (ножки)
Замок (замочная скважина)
Ключ (бородка ключа)
Коньки (лезвия коньков)
Ботинки (шнурки)
Туфли (каблуки)
Сапоги (застёжка-молния).
Игры для художественно-эстетического развития
Такие разновидности игр направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.
Игра «На что похожи облака»
Цель: развитие фантазии, умения воспринимать объекты.
Для игры нужно подготовить карточки с изображением облаков разной формы. Эти карточки раздаются детям. Им нужно рассмотреть изображения и сказать, на что похоже облако.
Эту игру можно проводить во время прогулки, предлагая дошкольникам посмотреть на небо и описать облака. Еще один вариант игры: воспитатель называет любой предмет, а дети должны нарисовать похожее на него облако.
Игра «Подбери по цвету»
Цель: развивать цветовосприятие, учить детей различать цвета и их оттенки.
Суть игры заключается в необходимости распределять предметы на группы в соответствии с их цветом. Вариантов такой игры много.
1 вариант. Подготовить фишки разного цвета и коробочки, которые им соответствуют. Фишки перемешивают, а ребенок раскладывает их по коробочкам. Вместо коробочек можно использовать пакеты от сока с закручивающей крышкой. Дно у пакета надрезают, чтобы его можно было приоткрывать. Крышечки разукрашивают в разные цвета. Для игры используют разноцветные шарики.
2 вариант. На плакате нарисовать несколько девочек, одинаковых, но с разными цветами шапочек. К плакату прилагается несколько шаблонов зонтиков, которые окрашены в разные цвета. Необходимо для каждой девочки подобрать соответствующий зонтик. Можно сделать подобную игру на тему «Цветы – бабочки», «Гномик – домик» и т.д.
Игра «Разрисуй тарелку»
Цель: учить воспринимать объекты декоративно-прикладного искусства; учить создавать геометрические орнаменты, развивать художественный вкус.
Для игры нужно подготовить презентацию по теме «Декоративные тарелки», макет тарелки и набор геометрических фигур. Сначала детям предлагается просмотреть презентацию и рассказать, какое впечатление осталось от увиденного, какие образцы наиболее запомнились.
Далее воспитатель сообщает о том, что дети могут сами попробовать стать художниками и украсить тарелку на свой вкус
Он может обратить внимание на то, что в орнаменте рисунок должен повторяться
В ходе игры дети выбирают любые геометрические фигуры и раскладывают их на макете. Далее проводится выставка полученных работ.