Как собака друга искала

Эвенский фольклор

Бытовые эвенские сказки высмеивают глупость, жадность и лень и содержат полезные
наставления.

Эвенский фольклор очень разнообразен и включает исторические легенды, богатырский
эпос, песни, загадки, заклинания, бытовые и волшебные сказки. Персонажи
многочисленных сказок о животных – обитатели тайги, наделенные человеческими
качествами: хитрая лиса, трусливый заяц, доверчивый медведь, недалекий волк.
Древнейший жанр обрядовой поэзии, заклинание пиргэчен, берущее начало в охотничье-
промысловых обрядах, представлен в фольклоре эвенов обращениями к Солнцу, Луне,
Земле и духам – хозяевам стихий и природы.

У росомахи была сестра, девушка. Она быстро подросла и стала взрослой красивой
женщиной. Решил тогда волк взять эту девушку себе в жены. Пришел он к росомахе и
сказал:
– Росомаха, отдай мне свою сестру в жены.
– Что ты, волк, разве ты ей пара? – говорит росомаха. –Ты, ведь серый, родился из снега, а
мы, росомахи, черные, родились из земли. Нет, я не согласна отдать тебе сестру в жены.

Эвенская сказка «Медведь, росомаха и волк»

Как собака себе товарища искала (ненецкая сказка)

I.Когда-то собака в лесу жила одна. И стало ей скучно одной жить. Пошла она по лесу искать себе товарища.Шла, шла, и вот навстречу ей бежит зайчик. Собака ему говорит:— Зайчик, зайчик, давай вместе жить. — Что ж,- говорит зайчик,- давай!Нашли они себе местечко в лесу и, как завечерело, легли спать. Зайчик заснул, а собаке не спится,- начала она лаять. У зайчика сразу и сон пропал.Вскочил он и говорит собаке:— Чего ты лаешь? Вот услышит волк, придёт и съест нас с тобой.Замолчала собака, а сама думает: «Плохого я себе товарища нашла. Робкое у зайчика сердце. Вот волк, тот уж, наверно, никого не боится».И ушла собака от зайца, пошла волка искать.II.Шла, шла по лесу. Вдруг навстречу ей бежит волк. Говорит собака волку:— Слушай, волк, давай-ка будем вместе жить.Волк говорит:— Что ж, вдвоём веселее. Вот завечерело, собрались они спать. Заснул волк, и собака легла. А в самую полночь проснулась собака и залаяла. Испугался волк — душа в пятки ушла, стал он собаку бранить:— Ты чего лаешь? Вот медведь придёт, обоих нас убьёт.«Ну,- думает собака,- видно, и волк не очень-то силён, раз медведя боится. Зато уж медведь-богатырь, верно, всех сильней».

III.Бросила собака волка, пошла медведя искать. Опять по лесу идёт. Шла она, шла, и вот навстречу ей медведь. Подошла к нему собака и говорит:— Эй, медведь-богатырь, давай вместе жить. Согласился медведь. День прожили, ночь настала. Задремал медведь. А собака опять в самую полночь залаяла.Проснулся медведь, струсил, сердце в пятки ушло. Принялся он собаку ругать:— Молчи ты,- говорит,- чего лаешь? Услышит человек, придёт, убьёт нас.«Ну,- думает собака,- и этот трус. Придётся человека искать». И убежала собака от медведя.

IV.Бегала она, бегала, весь лес обежала — всё нет человека. Вышла на опушку леса и села отдыхать. А человек как раз в лес за дровами собрался. Тут на опушке и встретила его собака. Подбежала к человеку и говорит:— Человек, человек, давай-ка вместе жить станем. Человек сказал:— Что ж, идём со мной!И увёл человек собаку к себе в дом.Вот завечерело. Человек заснул. В полночь залаяла собака. А человек не встаёт. Громче залаяла собака. Проснулся человек и закричал:— Эй, собачка моя, коли ты голодная иди поешь, а мне спать не мешай.Замолчала собака, поела и спать легла. Так с тех пор и осталась она у человека. И теперь живёт.Тут и сказке конец.

— КОНЕЦ —

Народная Ненецкая сказка с картинками. Иллюстрации

В школу

– Двадцать так двадцать! – расщедрился скупец. – Отведи завтра Азора в школу.

– Ладно, но за обучение там берут сто крон, – обронил батрак.

– Эх, не обеднею! – махнул рукой богач.

«Ну, погоди! – подумал Мартин. – Мне за работу год как не платишь, а на такую глупость денег не жалеешь».

Хозяин отсчитал батраку сто двадцать крон, дал ему на дорогу кусок хлеба и щепоть соли, а для собаки – большой окорок.

Повёл Мартин Азора к своему куму лесничему. Сели они за стол, выпили, закусили окороком, а псу бросили кость. Долго смеялся лесничий, узнав, что привело к нему батрака.

– Оставь собаку у меня, – предложил он. – Здесь ни души – никто ничего не узнает.

Вот стал хозяин батрака расспрашивать, как себя ведёт собака в школе.

– Это надо было видеть, хозяин! – ответил Мартин. – Едва мы вошли в класс, как Азорка сел за парту и навострил уши. Учителю собака приглянулась, и он сказал, что будет учить её целый год. Я заплатил ему сто крон, а когда приду за Азоркой, надо будет добавить ещё сто.

– И пятисот не пожалею, лишь бы заговорил мой пёс, – вскричал богач. – Азорка будет мне докладывать, что вы, лентяи, делаете и о чём говорите.

Не прошло и полугода, как послал хозяин Мартина проведать Азора. Дал денег на дорогу, кусок хлеба и щепоть соли, а окорок – для собаки.

И опять Мартин пировал со своим кумом, а как вернулся, хозяин перво-наперво спросил, здоров ли Азорка, прилежно ли учится.

– Здоров. Примерный ученик Азорка, уже читает по слогам.

Когда год был на исходе, послал богач батрака за собакой. Дал он ему сто крон для учителя, да двадцать на дорогу, да ломоть хлеба, да щепоть соли, да для Азорки копчёный окорок. А Мартин опять к куму на пирушку.

Идэ (хантыйская сказка)

Идэ остался сиротой, когда был маленьким. Взяла его к себе бабушка Ймъял-Пая.Вырос Идэ, но всего боялся. Никуда от бабушки не отходит, за бабушкин подол держится.«Как отучить Идэ всего бояться, чтобы он на рыбалку ходил, на зверя ходил, смелым охотником стал?» — думала бабушка.Был как-то урожайный на кедровые орехи год. Бабушка и говорит:— Пойдём, Идэ, орешки собирать!— Пойдём, бабушка!Бабушка села в лёгкую лодку-долблёнку, усадила Идэ, положила ружьё, подтолкнула лодку — и поехали.

День был ясный. Солнышко светит. Тайга тихонько шумит. Тым-река от одной песчаной отмели до другой бежит.Приехали бабушка с Идэ, вышли на берег, поднялись на гору, пошли в тайгу.В тайге птицы поют. Далеко слышно: кедровка стучит, орешки из шишек выбирает.Стали бабушка с Идэ орехи собирать. Кедры высоко головы подняли, в ветвях шишки спрятали. Старая Имъял-Пая колотушкой по сучку ударит — шишки сами падают.Полную лодку орехов насыпали, домой собрались, а бабушка одну берестяную кошёлку с орехами на горе оставила.— Ох, Идэ, кошёлку забыли! Сбегай принеси! — говорит она.Идэ на гору побежал. Видит: лежит кошёлка, а рядом ружьё.Идэ с горы глядит: бабушка оттолкнула лодку от берега и уехала.Закричал Идэ, заплакал:— Зачем ты оставила меня, бабушка? Имъял-Пая даже не оглянулась ни разу — быстро гребла веслом, и скоро лодка совсем исчезла из виду.Остался Идэ один в тайге. Начал по берегу бегать, искать, где бы спрятаться. Искал, искал — нашёл дупло. Залез в него, клубочком свернулся, лежит тихо, ружьё к себе прижимает.

Солнце спускаться стало, ветер подул, дождь пошёл. Тайга шумит, кедровые шишки падают, по дуплу стучат. Страшно Идэ. Думает: звери пришли, съедят его. Со страху кричать начал:— Всего съешьте, только голову не троньте!А его никто и не трогает. Только стук кругом идёт — шишки падают. Идэ ещё крепче ружьё к себе прижимает.

Сколько ни боялся Идэ, заснул всё-таки. Спал, спал — проснулся. Смотрит: светло стало, солнце высоко, птицы поют. Тайга тихонько шумит. Идэ ощупал себя. Цел ли? Левую руку протянул — здесь рука. Правую руку протянул — здесь рука.Идэ из дупла выскочил, на ноги встал. Смотрит: кругом шишки. Ой, сколько шишек!Стал Идэ шишки собирать и страх позабыл. Некого бояться!Большую кучу шишек собрал Идэ, на берег посмотрел, видит: бабушка приехала. Идэ бабушке руками замахал, кричит:— Зачем ты меня одного оставила? А бабушка ему отвечает:— Не сердись, Идэ. Ты — человек. С тобой никто ничего сделать не сможет. Человек — везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь!Подумал Идэ: «Права бабушка. Не надо бояться».Помирился Идэ с бабушкой. Опять стали они орехи собирать, полную лодку набрали и домой поехали.Тым-река от песка к песку бежит. Высоко солнышко светит. Тайга тихонько шумит.Хорошо!С тех пор Идэ бояться перестал. Куда захочет — один идёт.Так бабушка отучила внука бояться.

— КОНЕЦ —

Народная хантыйская сказка с картинками Пересказала: Винокурова. Иллюстрации: Гусаров

Юкагирский фольклор

Юкагиры с особым почтением относились к лосям, диким оленям, медведям и другим
промысловым животным. А волков считали своими родичами и никогда на них не
охотились.

Исторический фольклор юкагиров предоставляет исследователям богатый материал для
изучения их прошлого: первых встречах с русскими, войнах с коряками, межродовых
отношениях. Интересны «исторические карты» юкагиров – сказки, в которых говорится,
что некоторые острова на Колыме или остроги Колымского нагорья когда-то были
людьми.

Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна черные
сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался черным. Сперва
медведь не понял, в чем дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом
сообразил: звери его черный нос видят!
Юкагирская сказка «Отчего у белого медведя нос черный»

Сказка Учёная собака

Жил-был богач. Был он неграмотным, но считал себя первым человеком в деревне. И была у богача любимая собака по кличке Азор. Частенько он говорил своему батраку:

– Знаешь, Мартин, эта собака умнее тебя: она всё понимает, только сказать не может. Будь у нас школы для собак, я бы не пожалел денег, чтобы научить мою собаку говорить.

И решил Мартин расквитаться с хозяином за слова его обидные да за то, что его, батрака, впроголодь держал.

– Неужели ты не знаешь, что для собак есть школы? – спросил он однажды у хозяина.

– Что за вздор?! – рассердился богач.

– А вот и не вздор. Намедни мой приятель лесничий рассказывал, что есть школа, где умных собак учат говорить. Только школа эта далеко за нашим лесом и за горой, а дорога туда стоит двадцать крон.

Саамский фольклор

Характерная черта бытовых сказок саамов – отсутствие противопоставления богатых и бедных и вражды между родами, а саамы или их богатыри никогда не начинают военные действия первыми.

Мифология самого западного из коренных народов Крайнего Севера во многом близка финно-карельской и скандинавской и находит отражение в волшебных сказках. Это предания о духах-хозяевах – покровителях промыслов: охоты, оленеводства, рыболовства, а также история о Мяндаше – чудесном олене-оборотне, родоначальнике саамов. Особое место в фольклоре занимает богатырский эпос и героические сказания о защитниках родной земли, среди которых немало женщин.

Старик со старухой жили. Было у них три дочери. Девушки выросли, невестами стали. И вот приехали в вежу старика однажды три жениха: ворон, тюлень и дикий олень.
Старик дал женихам задание сделать три резных ковша и тогда приходить за невестами.
Сделали женихи резные ковши и на следующий день пришли за невестами. Взял старик
ковши и отдал дочерей мужьям. Старшая дочь вышла замуж за ворона, средняя – за
тюленя, а младшая – за дикого оленя…

Саамская сказка про женщину и дикого оленя

Хантыйский фольклор

Медвежьи игры – традиционный хантыйский праздник с песнями, танцами и ритуалами, приуроченный к зимнему солнцестоянию и весеннему равноденствию.

Одну из главных ролей в культуре и фольклоре хантов играет медведь, который для этого народа – и предок, и хозяин тайги, и дух-покровитель. По хантыйскому обычаю, каждой истории – свое время и место. Во время медвежьих праздников обычно звучали мифы, в том числе о происхождении медведя. Героические песни исполняли на культовых торжествах и свадьбах, а сказания и сказки – вечером, во время отдыха после долгого дня.

Особое отношение в культуре и фольклоре хантов существует к домашним животным, в частности – к собаке. Считалось, что она может вступать в связь с миром духов и миром мертвых. А ее связь с человеком признавали тесной настолько, что убийство собаки приравнивалось к убийству человека.

– Почему не улетаете oтcюдa?
Детеныши говорят:
– Мы отращиваем крылья. Только начнут они отрастать, как кто-то приходит и отгрызает
у нас их. Потому и не улетаем.
Ими-Хиты говорит:
– Я знаю, кто отгрызал ваши крылья. Это была большая жаба. Я ее убил, теперь некому
отгрызать ваши крылья, теперь отрастут.
Он вынул из кармана золотую бутылочку с водой и помазал концы крыльев у детенышей
летающего Тунгха. Помазал и велел:
– Машите крыльями!

Хантыйская сказка «Ими-Хиты и Вошинг Урт»

Нганасанский фольклор

Скульптура на набережной Дудинки посвящена героине нганасанской легенды – дочери
шамана, ожидающей возвращения своего возлюбленного.

Магической силой наделяют у нганасан певцов-сказителей, исполняющих ситтабы –
эпические сказания о подвигах богатырей, обладающих невиданными богатствами и
сверхъестественными способностями. Эти повествования обычно растягивались на
несколько вечеров и были очень живыми и выразительными: сказитель подробно
описывал обстановку, в которой происходит действие, а диалоги пел. Нередко между
сказителями устраивались словесные поединки.

Не менее популярны у нганасан и дюруме («известия») – бытовые сказки, в которых
главными героями становятся хитрые плуты и различные животные, а также истории о
различных промысловых ситуациях.

Давным-давно жила в одном стойбище красивая девушка. И были у нее олени. Вот
однажды гуляла она с оленями в тундре, а ночь была очень темная. Вдруг один олень
посмотрел на небо и закричал:
– Прячься скорее, девушка! Луна хочет утащить тебя на небо!
Только успел олень спрятать девушку в большой сугроб и снегом забросать, как
появилась на нарте Луна. Поискала, поискала Луна – нигде девушки не видно. Села на
нарту, в небо укатила.

Нганасанская сказка «Девушка и луна»

Пес неблагодарный

– А где же Азорка? – спросил хозяин у воротившегося Мартина.

– Испортился наш Азорка, – ответил батрак. – Знать, другие собаки на него дурно повлияли: такое говорит – уши вянут. Ты у него и глупый зазнайка, и врун, и присвоил половину общинного пастбища, и кровь из бедняков сосёшь, ссужая им деньги под высокие проценты, и свою сестру обвёл вокруг пальца, и на родную мать руку поднимаешь. А ещё он угрожал, что расскажет всей деревне о твоих злодействах. Эти непристойности так меня разозлили, что я привязал ему камень к шее и бросил его в реку.

– Ах он неблагодарный пёс! – возмутился богач. – Столько денег я истратил на него, а он меня на всю деревню опозорить хотел? Правильно ты сделал, Мартин.

С тех пор богач и слышать не хотел о том, чтобы взять собаку в свой дом. Азор остался у лесника, а говорить так и не научился.

Селькупский фольклор

Добрым началом у селькупов считается Ном – творец, олицетворявший собой небо. Во
многих фольклорных преданиях содержатся отсылки к древним верованиям и культам.

В центре внимания сказок селькупов – отважный герой, который вступает в схватку со
злыми духами и всегда побеждает их. В сказках хвалят его доброту, щедрость,
уважительное отношение к старшим. Однако когда речь заходит о столкновении с врагом,
герой храбр и решителен.

Также во многих сказках находят отражения старинные верования, связанные с
анимистическими представлениями об окружающем мире.

Хозяйка огня пальцем до груди ее дотронулась – разом взметнулось пламя, загудел,
забушевал огонь в очаге. Только и видно было, как Хозяйка огня обхватила женщину
пламенными руками и вместе с искрами в дымовое отверстие унесла.
А старушка сказала:
– Из этого чума пойдет сказка-предание о том, как из живого сердца огонь зажегся.
Навеки запомнят селькупы, что в нашем стойбище случилось. Будут беречь огонь в очаге!
Селькупская сказка «Хозяйка огня»

Как собака себе товарища искала Ненецкая сказка с иллюстрациями

Рейтинг:   / 7

I.

Когда-то собака в лесу жила одна. И стало ей скучно одной жить. Пошла она по лесу искать себе товарища.

Шла, шла, и вот навстречу ей бежит зайчик. Собака ему говорит:

— Зайчик, зайчик, давай вместе жить. 

— Что ж,- говорит зайчик,- давай!

Нашли они себе местечко в лесу и, как завечерело, легли спать. Зайчик заснул, а собаке не спится,- начала она лаять. У зайчика сразу и сон пропал.

Вскочил он и говорит собаке:

— Чего ты лаешь? Вот услышит волк, придёт и съест нас с тобой.

Замолчала собака, а сама думает: «Плохого я себе товарища нашла. Робкое у зайчика сердце. Вот волк, тот уж, наверно, никого не боится».

И ушла собака от зайца, пошла волка искать.

II.

Шла, шла по лесу. Вдруг навстречу ей бежит волк. Говорит собака волку:

— Слушай, волк, давай-ка будем вместе жить.

Волк говорит:

— Что ж, вдвоём веселее. Вот завечерело, собрались они спать. Заснул волк, и собака легла. А в самую полночь проснулась собака и залаяла. Испугался волк — душа в пятки ушла, стал он собаку бранить:

— Ты чего лаешь? Вот медведь придёт, обоих нас убьёт.

«Ну,- думает собака,- видно, и волк не очень-то силён, раз медведя боится. Зато уж медведь-богатырь, верно, всех сильней».

III.

Бросила собака волка, пошла медведя искать. Опять по лесу идёт. Шла она, шла, и вот навстречу ей медведь. Подошла к нему собака и говорит:

— Эй, медведь-богатырь, давай вместе жить. Согласился медведь. День прожили, ночь настала. Задремал медведь. А собака опять в самую полночь залаяла.

Проснулся медведь, струсил, сердце в пятки ушло. Принялся он собаку ругать:

— Молчи ты,- говорит,- чего лаешь? Услышит человек, придёт, убьёт нас.

«Ну,- думает собака,- и этот трус. Придётся человека искать». И убежала собака от медведя.

IV.

Бегала она, бегала, весь лес обежала — всё нет человека. Вышла на опушку леса и села отдыхать. А человек как раз в лес за дровами собрался. Тут на опушке и встретила его собака. Подбежала к человеку и говорит:

— Человек, человек, давай-ка вместе жить станем. Человек сказал:

— Что ж, идём со мной!

И увёл человек собаку к себе в дом.

Вот завечерело. Человек заснул. В полночь залаяла собака. А человек не встаёт. Громче залаяла собака. Проснулся человек и закричал:

— Эй, собачка моя, коли ты голодная иди поешь, а мне спать не мешай.

Замолчала собака, поела и спать легла. Так с тех пор и осталась она у человека. И теперь живёт.

Тут и сказке конец.

Похожие по содержанию произведения раздела:

Шат и Дон Толстой сказка с иллюстрациями …ШАТ И ДОН ТОЛСТОЙ Л. Н
У старика Ивана было два сына: Шат Иваныч и Дон Иваныч. Шат Иваныч был …

Чудесный клад Молдавская сказка …ЧУДЕСНЫЙ КЛАД
Молдавская сказка
Жил когда-то на свете один человек. У него было три сына. Был …

Что дороже Осетинская сказка …ЧТО ДОРОЖЕ
(Осетинская сказка)
Давным-давно жили в одном селении два юноши. Как сойдутся они, …

Четыре брата Пермяк сказка с иллюстрациями …Четыре брата
У одной матери было четыре сына. Всем хорошо удались сыновья, только друг дружку …

  • < Гуси-лебеди Русская народная сказка с иллюстрациями
  • Три сестры Татарская сказка с иллюстрациями >

Вепсский фольклор

В вепсском фольклоре много частушек и лирических песен, сохранились пословицы, поговорки, крылатые выражения.

История вепсов, которые считаются потомками древнего племени весь, тесно связана с карелами, финнами, эстонцами и становлением Руси. В фольклоре вепсов, который создавался и на родном, и на русском языках, оставили след разные события: от освоения новых краев и основания новых деревень до принятия христианства и строительства церкви.

Издревле вепсы были земледельцами и искусными ремесленниками, промышляли охотой и рыболовством. Множество быличек посвящено взаимоотношениям людей с духами леса, бани и озера. В том числе это истории о проклятых ими людях, которые часто адресованы детям и носят назидательный характер, однако не менее интересны и взрослым.

Легли они на траву рядком. Вдруг двенадцатый брат говорит:
– Непорядок это. Все в серединке лежат, я один с краю. Холодно мне ночью будет, а ведь
я старший.
– И я с краю, – отозвался первый. – И мне холодно будет, а я ведь младший.
– Да, непорядок это, – сказал шестой.
– Непорядок, – сказал седьмой, – ложитесь-ка вы между нами. Вот и окажетесь в
серединке.
Только улеглись первый и двенадцатый между шестым и седьмым, второй и
одиннадцатый закричали:
– Теперь мы крайние!..

Вепсская сказка «Двенадцать умных братьев»

Эвенкийский фольклор

О том, как у эвенков появились олени, рассказывает одна из народных сказок: по сюжету, животных им отдал добрый дух Хэвэки.

Эвенкийский фольклор условно делят на западный и восточный типы. Если в первом
распространены предания о межродовых войнах, то для второго характерны истории о
сватовстве главного героя. При этом у разных групп эвенков – свои эпические герои и
комические персонажи в бытовых сказках. Немало заимствований у соседних народов –
например, из русских или бурятских сказок. Популярны сказки о животных, среди
которых один из главных героев – медведь, которого эвенки считают своим прародителем.

Увидал медведь оленей и подумал про себя: «Вот удача мне привалила! Заберу я оленей.
Оленеводом стану, как люди бывают. Олени приплод давать будут. Мяса мне на всю
жизнь хватит. А пасти оленей – велика ли хитрость!»

Эвенкийская сказка «Как медведь оленеводом был»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Хаски-мания
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: