Краткое содержание Бианки Сова для читательского дневника
Жанр: сказки про животных Герои: Старик и сова
В рассказе В. Бианки «Сова» повествуется о ссоре и примирении старика и совы. Однажды старик заметил сову, пролетающую над его головой. В это время он неторопливо пил чай, забеливая молоком. Услышав приветствие в свой адрес, пожилой мужчина возмутился. Его не устроило обращение к себе с упоминанием слова «друг».
Птицу обидело эти слова. Она пообещала больше не истреблять мышей на его территории. От обиды на слова старика птица скрылась в своем дубле. С приходом темной ночи мыши не дождались сову, почувствовали свободу, разбрелись по лугу кто куда.
Начала сова старика предупреждать об опасностях
Первым делом она обратила его внимание, что грызуны на охоту вышли. Во-вторых, разогнали мыши шмелей, но и это мужчине нипочем
Перестали шмели переносить «цветень с цветка на цветок». Начал понемногу задумываться старик, что опасность рядом. Но спорить с птицей не перестал.
Начал старик присматриваться, как на землю цветень стала осыпаться, а ветер разносить ее на большие расстояния. Не оказалось клевера на лугу. Замычала корова от его недостатка. Совсем животное исхудало, а молока и вовсе не стала давать без клевера.
Понял дед, что пришла беда. Не сдержал он слово свое, пошел кланяться сове, просить, чтоб вернулась в луга. Простила его птица, полетела на свои просторы. Мыши испугались, попрятались в норы. Шмели свободно продолжали делать свою работу. Клевер поднялся, расцвел на радость деду. Корова раздобрела, начала как прежде молоко давать.
Понял старик, что зря сову обидел. Теперь, сидя за чашкой чая с любимым молоком, стал гостеприимным. Как только видит сову, зовет в гости.
Рассказ учит быть дружелюбным, разумным, дальновидным. Помнить о том, что без друзей мир не крепок. Нужно ценить помощь близких, уметь дорожить их дружбой, уметь прощать и быть великодушность.
Читать краткое содержание Сова. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Краткое содержание Бианки Сова
Рассказ о том, как пожилой человек поссорился с совой. Сидел он, как обычно, попивал чаёк. Не простой чай – с коровьим молоком. Вдруг серая сова прилетела. Поздоровалась со стариком, другом его назвала. От неожиданности старик поднял брови, и возразил птице, что он ей далеко не друг. Обиделась сова, и решила больше не прилетать на поля, мышей гонять. Сказала и улетела. Старик только рукой махнул.
Пришла полночь. Мыши стали потихоньку из нор выползать. А совы то нет. Не прилетает она на поле. В эту ночь мыши наелись до отвала. На следующую ночь тоже пошли поля объедать. Понаходили мыши шмелиные норки, шмелей ловить начали. Начали и шмели покидать сочные цветы на полях и лугах подальше от мышей.
Сова в дупле сидит и наблюдает за происходящим. Посмеиваясь, она говорит старику, что дальше только хуже будет. А старик рукой машет. Ничего, мол, страшного.
На лугах клевер растёт, но шмели не летят пыльцу собирать. Не опылённый клевер стоит. Вскоре перестал он и совсем родить. Сова опять предупреждает, что может быть ещё хуже. Старик начал беспокоиться, но извиняться всё равно перед совой не торопится.
Корова тоже загрустила. Клевер сочный исчез из её рациона, молоко стало реже и хуже. Когда она ела клевер, то и молоко было вкусное, жирное.
Через некоторое время молоко совсем исчезло. Склонил голову дед, пошёл к сове прощение просить. Сова не злопамятной была, простила старика. Сразу полетела на поле мышей гонять.
Видно и ей не сладко пришлось. Зажужжали шмели, возвратились на луг. Снова старик стал счастливым. Стал в чай молоко добавлять. И сову теперь в гости зовёт. Понял он, что плохо ему без неё.
Рассказ учит тому, что нужно вовремя признавать ошибки, чтобы не было поздно.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Читать сказку «Колобок» онлайн с иллюстрациями.
Жили-были старик со старухой.
Вот и просит старик:
— Испеки мне, старая, колобок.
— Да из чего испечь-то? Муки нет.
— Эх, старуха. По амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберётся.
Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
Надоело колобку лежать — он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог, в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок! Я тебя съем!
— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.
Заяц уши поднял, а колобок запел:
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца,
Не хитро уйти.
И покатился колобок дальше — только его заяц и видел.
Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:
— Колобок, колобок! Я тебя съем!
— Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою. И колобок запел:
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
От тебя, волка,
Не хитро уйти.
И покатился колобок дальше — только его волк и видел.
Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт, хворост ломает, кусты к земле гнёт.
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.
Колобок запел, а Миша и уши развесил:
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От тебя, медведь,
Полгоря уйти.
И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел.
Катится колобок, а навстречу ему лиса: — Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!
Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается:
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушёл,
От тебя, лиса,
Не хитро уйти.
— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду и запел:
— Я колобок, колобок…
А лиса его — гам! — и съела.
Литературное чтение
Сова
В. Бианки
Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит. Летит мимо Сова.
— Здорово, — говорит, — друг!
А Старик ей:
— Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг?
Рассердилась Сова.
— Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови.
А Старик:
— Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.
* * *
Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекпикаются:
— Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком? — Мышь мыши в ответ:
— Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
— А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
— А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни мёду, ни воску, — волдыри только.
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок переносить.
— И ветер разнесёт, — говорит Старик, а сам в затылке скребёт.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
Нечем стало Старику чай белить — пошёл Старик Сове кланяться:
— Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
— То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
* * *
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
Проверяем свои знания
-
Считал ли Старик Сову своим другом?
-
О чём мудрая Сова предупреждала Старика? Послушался ли он её советов?
-
Найди и прочитай диалоги героев.
-
Человек связан с природой и зависит от неё. Составьте с другом текст высказывания на эту тему.
-
Объясни, сказку или рассказ ты прочитал.
- Напиши статью в школьную стенгазету «Как помочь животным в зимнее время». Воспользуйся планом и опорными словами из «Рабочей тетради».
- Составь рассказ по рисункам
Сова
В Европе сова считалась атрибутом богини Афины Паллады.
Символическое значение совы двойственно.
Совы, как и плохо отличимые от них сычи, кажутся человеку мудрыми благодаря своему
задумчивому и мечтательному взгляду, направленному внутрь себя, а также благодаря
своей способности видеть в темноте. Как писал Бёклер (1688):«Благодаря своей природе совы имеют особенное значение, прежде всего потому,
что несут свою вахту в основном ночью, и посвящаются бдительным солдатам и тем,
кто полностью отдается своей учебе».
Здесь же упоминается о символическом значении совы за пределами Европы: «Татарский хан возит с собой в золоченой клетке черную ночную сову, поскольку
такая же птица спасла жизнь первому татарскому императору Чингисхану».
Как символ эрудиции и знаний, освящающих тьму, изображение совы часто можно встретить
на фирменных знаках различных научных издательств и книготорговых домов как знак
Афины (Минервы), олицетворяющей мудрость.
В противоположность этому в народных верованиях сова и сыч играют отрицательную
роль из-за своего ночного образа жизни («светобоязни»), нелюдимости, бесшумного
полета и жалобного голоса («птица смерти, похоронный петух»). Эти птицы выражают
отказ и от духовного света, вопреки позитивному пониманию Христа в «Ночи страдания
и смерти». Поэт эпохи барокко Хоберг (1675) так описывает нападение дневных птиц
при появлении ночных животных: «Когда сова появится перед домашней птицей, ее клюют и гонят с криком, и если
раз открыть все тайны церкви, на них накинутся убийцы и злодеи».
В иудаизме ночная демоница Лилит предстает в виде совы. В индуизме сова изображается
как животное-всадник ужасной и мрачной богини Дурги в виде приведения «Гамунды»;
у майя бог смерти Хунхау часто имеет голову совы. В Китае сова рассматривается
как негативное проявление птицы «феникс», и благодаря своим огромным неподвижным
«дьявольским глазам» она извещает о несчастье. Представление о сове легло в основу
басни, в которой молодая сова сперва выучилась летать, а потом безжалостно выклевала
глаза своим родителям. В противоположность этому в эпоху династии Шан сова имела
и положительное символическое значение, поскольку часто изображалась на различных
бронзовых сосудах. В древнемексиканской культуре доацтекского периода (Теотихуакан)
сова считалась верховным божеством, тогда как во времена империи ацтеков она символизировала
собой демоническое ночное существо и являлась плохим предзнаменованием.
Это двойственно
символическое значение совы выражено в немецкой поговорке: «Кому сова, а кому и соловей!»
Узнать о совах больше
Рассказ про сову
Доклад о сове 2 класс может использовать для подготовки к уроку. Составить интересный рассказ о сове Вы можете с помощью поданных вариантов.
Рассказ про сову 2 класс
Сова хищная и загадочная птица. В сказках и легендах выступает символом мудрости и волшебства У сов много видов, обитающих на просторах всего мира, от холодных северных ледников до пустынь и болот. Совы ведут ночной образ жизни, охотясь в основном на мелких грызунов У сов отличное зрение и слух, они бесшумны в полете из за особенностей оперения.
Рассказ про сову 2 класс окружающий мир
Сова — символ учебы и мудрости, спутник богини Афины. Именно совы чаще всего встречаются на греческих монетах.
Сова – удивительная птица: таинственна, красива и выразительна. Сова отличается своими большими ушами и глазами, необычным клювом, пушистыми перьями и плоским лицом.
Кроме этого, она издает забавные звуки, причем, каждый вид производит свой собственный. Живут эти особи чаще уединенно, но иногда они собираются в стаи, которые называют «парламент».
Сова – хищная птица. Питается большим разнообразием добычи: млекопитающими, другими птицами, рептилиями и насекомыми.
Совы, как и другие птицы, не могут жевать, потому как у них нет зубов. Они глотают пищу целиком.
Сова – единственная птица в природе, уши которой состоят только из складок кожи. К тому же, уши расположены несимметрично. Это позволяет наиболее точно определить направление на источники звука, а точность определения звука феноменальна – около одного градуса по горизонтали и вертикали.
Далеко не все особи, вопреки стереотипам, ведут ночной образ жизни. Некоторые виды охотятся и бодрствуют днем, некоторые, как карликовые совы, активничают утром либо на закате. Живут эти птицы в различных местах, почти во всех регионах земного шара, кроме большей части Гренландии, Антарктиды и нескольких отдаленных островов.
Часть сов перелётная, часть – оседлая. Своих гнезд они не строят, селятся часто в нишах скал, дуплах, старых гнёздах хищных птиц. Яйца у них круглые, глянцевые и чисто-белого цвета. Птенцы, как часто это бывает у птиц, появляются на свет беспомощными и слепыми, с белым пухом по всему тельцу, который со временем заменяется на пуховое оперение, а лишь потом на перья.
Совы действительно никого не оставляют до сих пор равнодушными
Их необычный окрас, «голос» и поведение всегда будут привлекать внимание людей. Вот такие они – необычные и удивительные существа!
Русская народная сказка
Назад тому лет двести, а может быть, и побольше, когда люди еще далеко не были настолько умны и плутоваты, как теперь, случилось в небольшом городке диковинное происшествие.
Одна из очень больших сов залетела ночью из соседнего леса в житницу одного из горожан и на рассвете не решалась выйти из своего укромного уголка из опасения, что при вылете ее, как и всегда, птицы поднимут страшный крик.
Когда поутру слуга заглянул в житницу, чтобы достать из нее соломы, он так перепугался, увидев в углу сову, что тотчас выбежал, бросился к хозяину и возвестил ему: «В житнице сидит чудовище, какого я в жизнь свою не видал, — глазами ворочает и каждого живьем проглотить готово». — «Знаю я тебя, — сказал ему хозяин, — за черным дроздом в поле гоняться — на это ты мастер; а к дохлой собаке без палки не подойдешь. Сам пойду посмотрю, что ты там за чудовище открыл», — и храбро пошел в житницу и стал кругом озираться.
Но, увидев диковинную и некрасивую птицу своими собственными глазами, и он тоже перепугался не меньше, чем его слуга.
В два прыжка очутился он у соседей и стал их умильно просить, чтобы они оказали ему, помощь против невиданного и опасного зверя; а не то оно, мол, как вырвется из его житницы да накинется на город, так городу грозит великая опасность.
Поднялся шум и крик по всем улицам; горожане собрались с вилами, косами и топорами, словно навстречу врагу; явились и ратманы с бургомистром во главе. Построившись на площади рядами, они двинулись к житнице и окружили ее со всех сторон.
И выступил из рядов самый мужественный из всех горожан, и с копьем наперевес вступил было в житницу…
Но тотчас же выскочил из нее, бледный как смерть, закричал — и слова выговорить не мог.
Еще двое пытались туда войти, но и тем не повезло. Наконец, выступил вперед высокий здоровый мужчина, который был известен своими военными подвигами, и сказал: «Вы не выгоните оттуда чудовища одним взглядом; тут надо взяться за дело толком, а вы все, как я вижу, оробели и сунуться поближе не смеете».
Он приказал принести себе латы и шлем, меч и копье и вооружился, как следует.
Все похваляли его необыкновенное мужество, хотя многие и опасались за его жизнь.
Но вот две створки ворот житницы были широко открыты, и все увидели сову, которая тем временем уселась на одной из поперечных балок.
Воин приказал принести лестницу, и когда он на нее занес ногу, собираясь лезть вверх, то все стали кричать ему: «Смелее! Смелее!» — и призывали на помощь ему Святого Георгия, который убил дракона.
Когда же он поднялся по лестнице и сова увидела, что он до нее добирается, да к тому же и криком была перепугана и не знала куда деваться, она повела глазами, взъерошила перья, захлопала крыльями, защелкала клювом и глухим голосом взвыла: «Шуху! Шуху!»
«Вперед! Вперед!» — кричала с надворья толпа, ободряя храброго воина.
«Кто на моем месте был бы, тот не очень бы крикнул: вперед!» — отвечал им воин.
Однако же и еще поднялся на одну ступеньку, но задрожал и почти без сознания спустился наземь.
И вот, наконец, никого не осталось, кто бы решился подвергнуть себя страшной опасности. «Чудовище, — так говорили все, — одним своим дыханьем отравило и нанесло смертельную рану храбрейшему из нас, неужели же мы, остальные, дерзнем тут ставить свою жизнь на карту?»
Стали совещаться, что им делать, чтобы не погубить весь народ. Долгое время совещание не приводило ни к чему, пока, наконец, бургомистру не пришла превосходная мысль. «По-моему, — сказал он, — нам следует из общей складчины откупить у хозяина эту житницу со всем, что в ней хранится» — с зерном, с сеном и соломой, и, обеспечив его от убытков, сжечь эту житницу дотла! Тогда, по крайней мере, не надо никому свою жизнь подвергать опасности. Тут уж нечего и рассуждать, и скупость в данном случае была бы неуместна».
Все согласились с ним.
И вот житницу зажгли с четырех углов, и с нею вместе сгорела и сова.
Не веришь? Сам туда сходи да хорошенько выспроси.
Если вы хотите найти другую сказку почитать, смотрите все детские сказки список
VN:F
please wait…
Rating: 4.1/5 (29 votes cast)
VN:F
Rating: +8 (from 30 votes)
Сказка про сову, 4.1 out of 5 based on 29 ratings
Сова. Где живет, как и чем питается
Самое главное, что нужно знать — это то, что сова — птица хищная, которая ведет преимущественно ночной образ жизни. Вести ночную охоту ей помогает специальное устройство крыльев, которое делает ее полет совершенно бесшумным. Охотится сова не только ночью, иногда она делает это в ранние утренние часы или сразу после заката. Также полезно для охоты и то, что голова у совы способна поворачиваться на 270 градусов, то есть делать практически полный круг. А вот глаза у сов абсолютно неподвижны. Ушки совы расположены неровно для того, чтобы она могла лучше ориентироваться в темноте по звукам.
В мире насчитываются сотни различных видов сов, среди которых филин — самый крупный представитель. Самым маленьким видом является карликовая перуанская сова, ее вес всего 30 грамм. Для сравнения — самая маленькая птичка колибри весит 20 грамм. А вы знали, что разные виды сов могут вполне охотиться друг на друга?
А чем еще питаются совы, спросите вы? Абсолютное большинство предпочитают мелких грызунов и насекомых. Некоторые виды предпочитают лакомиться рыбкой, которую они вылавливают, благодаря своим острым коготкам. При этом у совы нет зубов, свою добычу она заглатывает целиком.
В качестве жилища совы используют найденное дупло подходящего размера или же чужое гнездо, так как свое они строят крайне редко. В некоторых случаях совы обоснуются на земле и вырывают небольшую ямку, где потом удобно устраиваются.
Сова — птица верная. Заводит семью один раз и на всю жизнь. Яйца сова откладывает обычно по весне и высиживает их около месяца. Совята появляются глухими, слепыми, покрытыми легким редким пушком. До того, как подрастут, они сидят в гнездышке плотно прижавшись друг к другу и спят.
Сова не является перелетной птицей и зимой остается там, где обитает постоянно. Летом сова более активна, не прочь искупаться. Различные виды сов можно встретиться во всех уголках мира, разве что за исключением Антарктиды.
О чем сказка Бианки – сюжет
Один старик пил чай. Да не просто на воде, а с молоком. Мимо пролетала сова. Она поздоровалась со стариком и назвала его другом. Старик обиделся, ведь сова от солнца и людей прячется, поэтому и другом ему не может быть.
Сова тоже рассердилась и пригрозила, что больше не будет по ночам к старику на луг летать и мышей истреблять.
Настала ночь. Мыши на лугу радуются, что совы не видать. Старик же не переживает, ведь мыши корову не утащат, вреда не сотворят.
А мыши тем временем шмелей ловят, гнезда их разрушают. Шмели разлетелись. Некому клевер опылять. Коровы мычат, хотят клеверу поесть, но нет его.
Стали коровы худеть, и молоко плохим стало. Пригорюнился старик, не с чем ему чай пить. На соседних полях шмели гудят, а поле старика словно позабыли.
Понял старик, что пока сова всех мышей не истребит, не вернутся шмели, не зацветет клевер, не будут коровы молоко давать. Обратился он к сове за помощью. Сова полетела на поле, мыши тут же спрятались. Вернулись шмели, стали клевер опылять.
Коровы начали клевер есть, у них появилось молоко. А старик опять начал чай с молоком пить, хвалить сову и зазывать ее к себе в гости.
Идея сказки выражена в следующей пословице: “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось”.
Виталий Бианки «Хвосты»
Прилетела Муха к Человеку и говорит:
— Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост.
— А зачем тебе хвост? — говорит Человек.
— А затем мне хвост, — говорит Муха, — зачем он у всех зверей, — для красоты.
— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живёшь.
Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, то на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей говорит:
— Ну ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдёшь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю.
Обрадовалась Муха и вылетела в окошко.
Летит она садом и видит: по листу Слизняк ползёт. Подлетела Муха к Слизняку и кричит:
— Отдай мне твой хвост, Слизняк! Он у тебя для красоты.
— Что ты, что ты! — говорит Слизняк. — У меня и хвостато нет: это ведь брюхо моё. Я его сжимаю да разжимаю, — только так и ползаю. Я — брюхоног.
Муха видит — ошиблась, — и полетела дальше.
Прилетела к речке, а в речке Рыба и Рак —оба с хвостами. Муха к Рыбе:
— Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты.
— Совсем не для красоты, — отвечает Рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть — я хвост вправо поворачиваю. Надо налево — я влево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.
Муха к Раку:
— Отдай мне твой хвост, Рак!
— Не могу отдать, — отвечает Рак. — Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлёпну хвостом по воде, так меня и подбросит. Шлёп, шлёп — и плыву, куда мне надо. Хвост у меня вместо весла.
Полетела Муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит, Муха к нему:
— Отдай мне твой хвост, Дятел! Он у тебя для красоты только.
— Вот чудачка! — говорит Дятел. — А как же я деревья- то долбить буду, еду себе искать, гнёзда для детей устраивать?
— А ты носом, — говорит Муха.
— Носом-то носом, — отвечает Дятел, — да ведь и без хвоста не обойдёшься. Вот гляди, как я долблю.
Упёрся Дятел крепким, жёстким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку —только щепки полетели!
Муха видит: верно, на хвост Дятел садится, когда долбит, нельзя ему без хвоста. Хвост ему подпоркой служит.
Полетела дальше.
Видит: Оленуха в кустах со своими оленятами. И у Оленухи хвостик — маленький, пушистый, беленький хвостик. Муха как зажужжит:
— Отдай мне твой хвостик, Оленуха!
Оленуха испугалась.
— Что ты, что ты! — говорит. — Если я отдам тебе свой хвостик, так мои оленятки пропадут.
— Оленяткам-то зачем твой хвост? — удивилась Муха.
— А как же, — говорит Оленуха. — Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь — спрятаться. И оленятки за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят — беленькое впереди мелькает, — бегут за мной. Так все и убежим от Волка.
Нечего делать, полетела Муха дальше.
Полетела дальше и увидала Лисицу. Эх, и хвост у Лисицы! Пышный да рыжий, красивый-красивый!
«Ну, — думает Муха,—уж этот-то хвост мой будет».
Подлетела к Лисице, кричит:
— Отдавай хвост!
— Что ты, Муха! — отвечает Лисица. — Да без хвоста я пропаду. Погонятся за мной собаки, живо меня, бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману.
— Как же ты, — спрашивает Муха, — обманешь их хвостом?
— А как станут меня собаки настигать, я хвостом верть! — хвост вправо, сама влево. Собаки увидят, что хвост мой вправо метнулся, и кинутся вправо. Да пока разберут, что ошиблись, я уж далеко.
Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу, ни в реке.
Нечего делать, полетела Муха домой. Сама думает:
«Пристану к Человеку, буду ему надоедать, пока он мне хвост не сделает».
Человек сидел у окошка, смотрел на двор.
Муха ему на нос села. Человек бац себя по носу! — а Муха уж ему на лоб пересела. Человек бац по лбу! — а Муха уж опять на носу.
— Отстань ты от меня, Муха! — взмолился Человек.
— Не отстану, — жужжит Муха. — Зачем надо мной посмеялся, свободные хвосты искать послал? Я у всех зверей спрашивала — у всех зверей хвост для дела.
Человек видит: не отвязаться ему от Мухи — вон какая надоедная! Подумал и говорит:
— Муха, Муха, а вон Корова на дворе, Спроси у неё, зачем ей хвост.
— Ну ладно, — говорит Муха, — спрошу ещё у Коровы. А если и Корова не отдаст мне хвоста, сживу тебя, Человек, со свету.
Вылетела Муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать, выспрашивать:
— Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост?
Корова молчала, молчала, а потом как хлестнёт себя хвостом по спине — и пришлёпнула Муху.
Упала Муха на землю — дух вон и ножки кверху.
А Человек и говорит из окошка:
— Так тебе, Муха, и надо — не приставай к людям, не приставай к зверям, надоела.
Загадки про сову
Загадочность этой птицы породило множество увлекательных загадок. Предлагаем интересные загадки про сову, филинов и птенчиков.
Кошка есть в лесу у нас:
Грозный клюв, огромный глаз,
Острый слух и цепкий коготь.
Побоюсь её я трогать…(Сова)
Угадай, какой же птице
Ночью темною не спится?
Не укроет мышь трава,
Ведь за ней летит …(сова).
Появляется ночами.
Где её мы повстречаем? —
На суку в лесу сидит,
Зорко мышек сторожит.
Про неё идёт молва —
Никогда не спит … . (Сова)
Не рада солнечным лучам,
Охотиться лишь по ночам.
У ней большая голова,
Глаза-два блюдца,кто она? (Сова)
Птица: ушки на макушке,
И большая голова.
Взгляд сердитый, клюв могучий,
Как зовут её? (Сова)
Нос крючком, глаза большие
И большая голова.
Ночью тёмною решила
Поохотиться…(Сова)
Ночью видит будто днём.
Станет «ухать» не уснём:
Не к добру — идёт молва.
Птицу как зовут…(Сова)
Я на дереве сижу,
За добычею слежу.
А увижу – полечу.
Обязательно схвачу.
Есть большая голова.
Узнаёте? Я…(Сова)
«Ух, ух, ух, какая ночь!
Разбегайтесь мыши прочь!
Вижу, слышу в темноте –
Пища бегает везде!»
Крутит птица головой,
Видит даже за спиной,
Словно блюдца, глаза два…
Эта хищница — (Сова).
Ой, заухал! Страшно мне!
Вот так чудище на пне!
Смотрит, даже не моргнёт!
Он на даче не живёт!
Иногда лишь прилетит
И, нахохлившись, сидит.
Я такого видел в фильме.
Эта птица — мудрый …(Филин)
Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный…(Филин)
Солнца яркого боится.
Ночью — хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о (Сове).
Клюв крючком, глаза большие,
Кругом ходит голова,
Сокращает род мышиный
Тихо серая (Сова)
Ночью бодрствует, а днём
Спит и спит в дупле своём.
Но у птичьего царя
Хлеб не ест та птица зря.
Всем министрам голова,
А зовут её …(Сова)
Бианки «Сова» главная мысль. Чему учит?
Главная мысль сказки «Сова» Бианки:
Главная мысль — все в природе взаимосвязано. В мире все держится на дружбе и взаимопомощи! Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.
Чему учит рассказ «Сова» Бианки?
Этот рассказ учит признавать свои ошибки и исправлять их; учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе. Учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым. Также рассказ Бианки учит ценить друзей, не отвергать дружбу.
Жанр — сказка Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.
«Сова» для читательского дневника
Дед пил чай с молоком и обидел сову, сказав, что не хочет с ней дружить Сова обиделась на старика и улетела. А мыши увидели, что их никто не ловит и вышли на разбой, гнезда шмелей начали разорять. Мыши разорили все гнезда шмелей. Шмели улетели с поля и перестали клевер опылять. Не стало клевера у деда, а у коровы пропало молоко. Пошел старик на поклон к сове, прощение просить. Сова простила дела и отправилась на охоту, мыши разбежались, шмели вернулись, клевер уродился. У коровы молоко снова появилось. Старику снова мог пить чай с молоком и с Совой дружить. Жили они рядом в мире и согласии, не обижая друг дргуа.
План сказки «Сова» В. Бианки
1). Старик обижает Сову.
2). Сова не ловит мышей.
3). Разгулявшиеся мыши распугивают шмелей.
4). На лугу не растет клевер.
5). Корова недополучает корм.
6). У коровы пропадает молоко.
7). Старик вынужден пить чай без молока.
8). Старик заглаживает вину перед Совой.
9). Сова прощает Старика и возобновляет охоту на мышей.
10). Восстанавливается привычный порядок вещей.
11). Старик счастлив и зазывает Сову в гости.
Ход занятия
I.Сюрпризный момент
В группу входит воспитатель, на голове у него «шапочка» совы. В руках держит короб.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Это я Мудрая Сова опять пришла к вам в гости со своими сказками. А сказочки мои здесь, в этом коробе лежат. Загадаю вам загадки, угадайте по порядку, что за сказки принесла.
Загадки
В гости к бабушке пошла,Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил,Обманул и проглотил.
Дети: Красная шапочка.
Сова: Верно (достает картинку из сказки, вывешивает на доску)
Носик круглый, пятачком,Им в земле удобно рыться,Хвостик маленький крючком,Вместо туфелек — копытца. Трое их — и до чего жеБратья дружные похожи. Отгадайте без подсказки,Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
Родилась у мамы дочка,Из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто!С дюйм была малышка ростом. Если сказку вы читали,Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
Дед и баба вместе жили,Дочку из снежка слепили,Но костра горячий жар,Превратил девчурку в пар. Дед и бабушка в печали. Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
Воспитатель при каждом верном ответе детей достает картинки из короба и вывешивает их на доску.
Сова: Ой, ребята, а у меня в корзине ещё одна сказка затерялась.
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Воспитатель достает картинку, а на ней не хватает большого медведя.
II.Основная часть
Сова: Все ли герои собрались в сказках?Дети: Нет медведя. — А какой медведь, что-то я и не припомню его. Расскажите мне про медведя.
1. Составление рассказа – описанияДети: Медведь большой, огромный, живёт в лесу, неуклюжий, косолапый, толстопятый, коричневый, у него шуба из шерсти. Толстые лапы, а на них острые когти, он любит малину, мёд. Зимой медведь спит в берлоге и сосёт лапу. Это дикое животное.
Сова: А как зовут детеныша медведя?
Дети: Медвежонок. Сова: Ой, ребята, как хорошо вы мне всё рассказали о медведе, что я уже вижу медведя в моем коробе сказок. Вот он. Достаёт медведя и дополняет его к картинке на доске. 2. Динамическая паузаСова: А давайте мы покажем, как медведь ходит. Дети показывают.
Физ. минутка.
Сова: А давайте мы покажем, как медведь ходит. Дети показывают.
Сова: А теперь садитесь удобней, я расскажу вам эту сказку. Сова рассказывает сказку с показом настольного театра. После окончания сказкисова спрашивает детей:
Куда пошла девочка? Зачем?
Куда попала девочка?
Как она себя там вела?
Сколько было медведей?
Каким голосом говорил Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка?
Какая посуда была у трёх медведей?
Что разбила девочка?
Как отнеслись к ее поведению медведи?
Испугалась ли Маша медведей?
Правильно ли девочка себя вела?
Дети отвечают полными предложениями. Сова: А вы знаете, ребята, мне очень жалко Мишутку и его разбитую чашечку. Давайте мы ему поможем и склеим разбитую чашечку. Дидактическое упражнение «Собери целое»
Воспитатель выставляет на магнитной доске «чашку» разрезанную на несколько частей, предлагает детям по очереди выходить и сложить чашку.