Советский тяжеловоз
Потребность развивающейся промышленности и роста городов России вынуждали разводить крупных лошадей для транспортных работ. Помесные лошади от западных тяжеловозов изменили свою наследственную основу под влиянием новых более суровых климатических и хозяйственных условий содержания, выращивания и кормления молодняка. Они преобразовались в новый тип крупного тяжеловоза, отличавшийся более сухой конституцией, лучшими движениями, большей выносливостью и меньшим ростам, в отличии от бельгийских тяжеловозов. Новую породу советского тяжеловоза утвердила в 1952 году.
Конституция советских тяжеловозов, хотя и суше брабансонов, но все же рыхлая и сырая. Лошади имеют среднего размера голову и шею; холка низкая; грудная клетка широкая, средней глубины; спина короткая и широкая; очень широкий раздвоенный круп; передние ноги часто косолапы, задние нередко саблисты и сближены в скакательных суставах.
Масть лошадей рыжая (65 %), иногда со светлой гривой и хвостом, рыже- чалая (13 %), гнедая (11 %), гнедо- чалая. Вороная и реже серая.
Промеры жеребцов, см: высота в холке 161,5; косая длина туловища 167,2; обхват груди 206,6 и обхват пясти 24; промеры кобыл соответственно меньше.
В породе сформированы ценные линии: 50 Боже, Жасмина, 171 Жонгдера, 807 Оризона, 466 Эмигранта, 284 Ковбоя, Омуля, Режима и другие. Из семейств считаются лучшими: Зузули, Буянки, Бонапартки, Рулетки, Вьюги.
Представители породы ценятся за выдающуюся силу. В испытаниях на максимальную грузоподъемность на Тамбовском ипподроме 6- летний жеребец Форс, 1951 г.р., перевез груз в 23 т на расстояние 35 м.
Племенным разведением породы занимаются Починковский, Перевозский и Мордовский конные заводы России, а также племенные фермы Ярославской, Тамбовской, Нижегородской, Владимирской областей.
Породы отечественной селекции
В России породы лошадей тяжеловозов начали создавать поздно – только в советское время. Техники было немного, и существовала потребность в массивных упряжных конях для тяжелых работ. В сельском хозяйстве они были незаменимы, их использовали в качестве тягловой силы. Грузовая лошадь ценилась как никогда.
Дорого стоила покупка коней за рубежом. Кроме того, завезенные животные часто погибали: привыкнуть к климатическим условиям, плохому содержанию и некачественным кормам оказалось не просто. А нужны были рабочие лошади, способные выдерживать тяжелые условия.
Владимирский тяжеловоз
Первым стал владимирский тяжеловоз, выведенный укрупнением российских пород иностранными тяжеловесами. Официально владимирская порода признана после ВОВ, хотя служить людям она начала значительно раньше.
Владимирский тяжеловоз
В родословной этих лошадей присутствуют известные прародители, в крови смешались гены разных пород. Владимирский тяжеловоз характеризуется:
- Большой головой с выпуклым профилем;
- Мускулистым и суховатым телосложением;
- Широким крупом;
- Удлиненной шерстью на ногах;
- Гнедым окрасом.
Лошади владимирской породы характеризуются трудолюбием и жизненной энергией. Они отличаются скороспелостью и плодовитостью. Жеребцов выделяет богатырская мощь, внешняя привлекательность, широкий аллюр. Это настоящий конь тягач. Поэтому владимирский тяжеловоз до сих пор относится к известным и сохранившимся породам.
Владимирский тяжеловоз
Владимирские тяжеловозы превышают советских в отношении: вес – скорость движения – выносливость. Без груза владимирский тяжеловоз напоминает рысака, он может пробежать рысью 1600м за 3 мин. С грузом 1,5т эта порода способна преодолеть расстояние в 2км за 5 мин.
Русская порода
Русская порода лошадей
Русская порода получена при скрещивании привозных, иностранных животных. Учитывая тяжелые послевоенные условия и нехватку кормов, другой климат, русские тяжеловозы оказались подвижными и выносливыми. Они отличалась гармоничной пропорцией и прекрасными формами. Порода получена при скрещивании упряжных лошадей с мелкими тяжеловесами из Бельгии. Лошади русских тяжеловозов имеют следующие черты:
- Сухое и крепкое телосложение, приземистость;
- Рыжий окрас;
- Развитая грудь и широкая холка;
- Голова легкая и сухая на длинной, изогнутой шее;
- Грива и хвост густые.
Несмотря на небольшой рост (до 150см) порода сильная и выносливая. Отличаются уравновешенностью, которая сочетается с энергичностью. Используются в сельском хозяйстве. Нетребовательны к кормам и условиям содержания.
Советский тяжеловоз
Самая молодая порода отечественной селекции – советский тяжеловоз, характеризующийся мощными габаритами и высокой молочностью. Постепенный отбор и скрещивание с западноевропейскими формами помогли племенным хозяйствам вывести лошадь, название которого связано с советскими временами.
Советская порода лошадей
Основу породы составили знаменитые бельгийские тяжелоупряжные лошади. Она имеет следующие черты:
- Крепким телосложением;
- Окрас рыжий или гнедой;
- Широкое и мускулистое тело с мощной грудью;
- Ровную и широкую спину;
- Умеренным обрастанием гривы, щетки и хвоста;
- Ровный профиль головы.
Жеребцы советских тяжеловозов характеризуются крупными размерами. Это огромные лошади, вес которых достигает тонны. Кобыла весит 650 кг. Для них характерна скороспелость и плодовитость.
Кабыла советской породы достигает 650 кг
Советский тяжеловоз уравновешен и имеет спокойный нрав, быстро двигается. Характеризуются небольшой косолапостью, что не встречается у других пород. Примерно 3 года они служат людям (сельскохозяйственные работы), затем чаще всего их используют в качестве производителей.
Рекомендуемый срок использования советских пород в сельскохозяйственных работах — 3 года
Соревнования лошадей с участием этих пород, в том числе и советского тяжеловоза, стали проводится еще во времена СССР. Оценивали скорость доставки грузов шагом и рысью, выносливость и силу тяги лошади. Сегодня такие соревнования проводятся за рубежом. Но в оценку породы включают и другие показатели, например, экстерьер и конституцию, характер и контакт с человеком.
Любопытные факты
История «бельгийцев» насчитывает не одну сотню лет и немало любопытных фактов:
- Порода объявлена национальным достоянием Бельгии.
- Рекордист породы Brooklyn Supreme при росте 198 см весил 1440 кг.
- Самую высокую цену в 47 500$ заплатили на аукционе за семилетнего «бельгийца» Farceur.
- Бельгийская лошадь не самая крупная в мире, тем не менее является прародительницей мировых рекордсменов-гигантов – шайров.
- Жеребятам этой породы в возрасте нескольких недель укорачивают хвост.
- В 20-м веке ежегодный экспорт «бельгийцев» составлял до 30 тысяч голов, львиная доля приходилась на Германию.
- Один из самых знаменитых Анти и дочь Астрид Пандур.
- Бельгийские кобылы чаще всего приносят жеребчиков.
- Чалая – самая распространенная масть породы.
- Кровь «бельгийцев» течет в жилах большинства современных тяжеловозных лошадей.
- В 2013 году в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО был включен конный промысел креветок в Остдюнкерке, в нем используют исключительно бельгийскую лошадь.
Во многих странах мира с уважением и любовью относятся к надежному помощнику человека. В России в Ярославской области в селе Ивашково создан «Музей рабочей лошади». Интересная и познавательная экскурсия рассказывает о роли лошади в истории России, ее былинных героях. Знакомит с уникальными породами России: алтайской, вятской, якутской, башкирской и другими. Посетители узнают все о запряжке и седловке лошадей, уходе за животными.
Основные европейские тяжеловозы
Современное тяжеловозное коневодство начало формироваться примерно в XVIII-XIX веках сначала во Франции, Англии и Шотландии, затем – в Бельгии и Германии. Коневоды потрудились на славу, творчески используя интуитивный опыт своих предшественников, и на сегодняшний день европейское коневодство может похвастаться такими всемирно известными породами, как:
- першерон.
- шайр.
- брабансон (или бельгийская тяжеловозная).
- булонский тяжеловоз.
- австралийский.
- клейдесдаль (или шотландский тяжеловоз).
- суффолк.
- ирландский тяжеловоз.
- тинкер (или ирландский коб).
- рейнский тяжеловоз.
- арденская лошадь.
- гафлингер.
- норикер.
Каждая из этих пород – предмет законной гордости той страны, где она была выведена. Европейские тяжеловозы оказали огромное влияние на развитие тяжеловозного коневодства в разных уголках мира, от Америки до Австралии. Так, австралийский тяжеловоз «родился» при скрещивании четырёх завезённых на материк пород – суффолка, шайра, клейдесдаля и першерона. Заметна роль европейских тяжеловозных пород и в создании современного российского тяжеловозного коневодства, однако ещё до их появления Россия могла похвастаться лошадью-тяжеловозом, по своим характеристикам мало чем уступавшей лучшим европейским видам.
Першерон
История породы
Примерно одно столетие тому русский народ начал активно вести селекцию породы Русский тяжеловоз. Первыми предками лошадей признаны древние ардены, которые проживали в Бельгийских горах. На то время эти животные выглядели не однотипно, к тому же в экстерьере были зафиксированы многие недочеты. При этом ардены быстро преодолевали расстояния, а их облик преображала сухая конституция телосложения. Люди быстро нашли общий язык с этими лошадьми, так как они кушали любой корм с особым аппетитом и прекрасно себя чувствовали в любых условиях содержания.
Россияне оценили по достоинству таких неприхотливых лошадей, на момент 1904 года около 376 ферм занялись разведением арденов. Самые масштабные коннозаводства — Хреновский и Деркульский заводы. Все владельцы и работники конных заводов всячески пытались распространить эту породу лошадей. А чтобы устранить недостатки арденов, их регулярно скрещивали с разными славными скакунами, в частности, с брабансонами.
Такие работы не прошли даром, спустя годы ардены стали гораздо внушительнее выглядеть и демонстрировать лучшие качества. Проходящая в Париже мировая выставка в 1900 году не прошла бесследно для этих лошадей, арденов выделили, как достойных рабочих самобытных лошадей. В частности, восхищение зрителей удостоился самец по кличке Каравай, бурый кон данной породы. Ему даже вручили золотую медаль, как самому ценному выпускнику Хреновского конного class=»aligncenter» width=»800″ height=»561″
В самой же Бельгии породу подавила другая более мощная лошадь — бельгийская рабочая порода. И русские люди приложили максимум усилий, чтобы сохранить представителей породы арденов. Коннозаводства поставили цель вывести невысокую рабочую лошадь, которая сможет трудиться на благо отечества, при этом быть неприхотливой и выносливой.
Племенными производителями в селекции и выведении новой породы стали многие лошади, в частности кони по кличке Караул, Ларчик, Рубикон и Поденщик.
Выведенное поголовье новых лошадей значительно отличалось от ранее привычных русскому народу арденов. По наступлению 1952 года Министерство сельского хозяйства Советского союза выдало установление, где говорилось о том ,что породу стоит обозначить наименованием — Русский тяжеловоз.
Зарубежные породы тяжеловесов
Порода лошадей тяжеловозов пользуется огромной популярностью во многих мировых странах. В настоящее время многие коннозаводческие хозяйства Европы и США могут похвастаться уникальными породами тяжеловозов:
- Ардены. Сформировалась эта порода на пересечении границ Бельгии и Франции в лесистой горной местности. Изначально эти животные были среднего по размеру, но крепкого телосложения. Неприхотливость и выносливость обуславливала их широкое применение для выполнения многих видов работ в горной местности. К основным положительным характеристикам породы можно отнести их подвижность, скороспелость и универсальность.
- Брабансоны. Эта порода крупных лошадей родом из Бельгии. Удивительно то, что произошла эта массивная порода от маленькой лошадки ростом 138 см ещё во времена Юлия Цезаря. Современные брабансоны обладают идеальной гармоничностью и пропорциональностью телосложения с хорошо развитыми мышцами. Животные нетребовательны в кормлении и уходе, при этом являются скороспелой породой. Вес бельгийской тяжелоупряжной лошади достигает до 1100 кг, а высота в холке — 172 см. Лёгкая акклиматизация, простота в уходе и содержании — положительные качества этого тяжеловоза.
- Шайры. Эта самая крупная лошадь получила широкое распространение на просторах Англии. В силу ряда обстоятельств и причин местные лошадки усовершенствовались, окрепли и стали представителями столь известной породы. Скрещивание лошади с фламандскими и голландскими жеребцами позволило приобрести ей презентабельные пышные фризы, которые покрывают конечности особи до самой земли. Представители этой породы могут весить до 1200 кг, при росте в холке — 178 см.
- Суффолки. Это одна из древних пород тяжеловозов Англии. Разводят её в частном порядке на землях графства Суффолк. Поголовье этой породы малочисленно. Особенностью можно назвать сухую конституцию тела с небольшой волосатостью. При сравнительно небольшой массе тела для этой породы (900 кг) и росте до 170 см обладает отличными, универсальными рабочими характеристиками.
- Клейдесдали. Эта порода выводилась в южной части Шотландии путём скрещивания с крупным шайром и голландскими и фламандскими породами. В результате была выведена лошадь, которая обладает высокими показателями работоспособности и довольно крупными размерами. Рост — 172 см, вес — 1 тонна.
- Першероны. Тяжелоупряжные першероны выводились во Франции путём скрещивания с легендарными арабскими скакунами. Благодаря такой селекционной деятельности современные жеребцы могут похвастаться красивыми живыми глазами на голове, длинной шеей, раздвоенным крупом удлинённой формы и суховатыми крепкими конечностями. Прославилась эта порода своей уникальной выносливостью и подвижностью, гармоничным экстерьером и красотой, нескончаемой силой и энергией. Рост лошади достигает 172 см.
- Австралийский тяжеловоз. Ранее в Австралии не было рабочих чистопородных лошадей. Во время колонизации были привезены на этот континент первые тяжеловозы, которые и стали называться предками австралийской тяжёлой породы, унаследовав способность работать при любых условиях. Высота в холке этой лошади достигала 150 см.
https://youtube.com/watch?v=dbC-fs0-LX4
Российские тяжелоупряжные породы
Отечественная селекция тяжеловозных лошадей началась поздно. Только к концу XIX в. одновременно со всплеском промышленного производства возникла острая необходимость в массивных упряжных конях.
Одним из первых появился Владимирский тяжеловоз. Начало породы было положено во 2-й половине XIX в., когда местных лошадей из Владимирской губернии начали целенаправленно укрупнять иностранными тяжеловесами. Официальное признание получено в 1946 г., несмотря на то, что кони уже несколько десятков лет помогали человеку жить и работать.
У породы лошадей Русских тяжеловозов история еще короче, чем у Владимирских. Работать над ними начали на стыке XIX в. и XX в., объединяя характеристики привозных тяжеловесов. Учитывая смутное время, которое сказывалось на качестве и количестве кормов, а также совершенно другие климатические условия, новые тяжеловозные кони получились суше, подвижнее и выносливее. Зарегистрированы в 1952 г.
Самой молодой среди отечественных пород является Советский тяжеловоз. Их отличают большие габариты и высокая молочность. Взяв за основу западноевропейских тяжеловозов, племенные хозяйства двигались по тому же пути, что и с Владимирскими: последовательный отбор и скрещивание. Наиболее интенсивно работы велись при советской власти. Поэтому порода, зарегистрированная в 1952 г. получила название Советской.
Советский
В породе Советских тяжеловозов основу составили знаменитые Бельгийские тяжелоупряжные. В родословной есть Першероны, Битюги, Суффольки и Ардены. Сложное межпородное скрещивание с последующим отбором и разведением в себе происходило с участием лучших беспородных кобыл рабоче-пользовательской группы.
Несмотря на то, что в породе нередко встречаются рыхлые кони с сырой конституцией, Советский тяжеловоз отличается преимущественно крепким телосложением. В поголовье преобладают рыжие лошади, иногда – гнедые.
Тело широкое, крепкое, мускулистое, в меру сухое. Свислый раздвоенный круп. Мощная грудь. Спина и поясница широкие и ровные. Средняя голова с прямым профилем. Ноги недлинные. Щетки, грива и хвост Советского тяжеловоза обрастают умеренно.
Размерные характеристики: рост до 1,67 м, грудь глубокая с обхватом до 2,07 м, пясть – до 24,7 см. Жеребцы Советских тяжеловозов больше. Они достигают 780 кг самые крупные весят до 1 т. Кобылы – 650 кг. Лошади скороспелы.
Советские тяжеловозы отлично двигаются и обладают энергичным темпераментом. У них уравновешенный и мягкий нрав.
Владимирский
В родословной Владимирских тяжеловозов, кроме местных лошадей, присутствуют такие именитые прародители как Клейдесдали и Шайры. Несмотря на то, что их крови больше всего, среди предков также числятся Першероны, Ардены, Рысаки и Суффольки.
Владимирский тяжеловоз в высоту достигает 1,73 м. Объем грудной клетки доходит до 2,07 м, а пястей – до 24,5 см. Кобылы немного отстают от жеребцов. Их средний вес находится в пределах 685 и 758 кг соответственно.
У Владимирских тяжеловозов выпуклый профиль длинной и крупной головы. Телосложение суховатое, мускулистое. Формы удлиненные. Широкая и глубокая грудная клетка. Нормально наклоненный или слегка свислый, раздвоенный круп. Спина широкая. На длинных ногах очень нарядные густые фризы – удлиненная шерсть.
Кони Владимирской тяжеловозной чаще всего гнедые. Хотя периодически встречаются рыжие или вороные.
Скороспелый и плодовитый Владимирский тяжеловес отличается энергичностью и трудолюбием. Кони спокойны и послушны.
Русский
Не самые крупные, Русские тяжеловозы имеют хорошую родословную. В числе предков: Ардены, Першероны, Бельгийские тяжелоупряжные, а также украинские лошади. Порода выводилась путем воспроизводительного скрещивания с применением отбора и методов подбора по условиям содержания. В частности, кормления и активного применения в сельхоз работах.
Русский тяжеловоз достигает 1,67 м в высоту, грудь в обхвате – до 2,05 м, пясть – 22,4 см. При этом кобылы обычно меньше жеребцов, по весу они достигают 650 и 700 кг соответственно.
Уравновешенные и одновременно энергичные, Русские тяжеловозы обладают сухим и крепким телосложением. Нетребовательны к кормам, отлично «держат тело» и неприхотливы к условиям содержания.
В породе Русских тяжеловозов преобладают рыжие кони. Намного реже встречаются гнедые, бурые и даже вороные.
У тяжелоупряжной лошади этой породы бочкообразная, развитая грудь. Широкая холка, спина, поясница. Длинная, изогнутая шея, которую венчает достаточно легкая и сухая голова с живыми глазами. Как правило, очень густая и длинная грива, а также хвост. Ноги обрастают умеренно. Отличаются средней длиной.
Происхождение
Фото:
Впервые понятие «лошадь-тяжеловоз» появилось много столетий назад, в эпоху Средневековья, когда была особенно сильна потребность в выведении коней, способных нести на себе воинов в тяжёлых латах.
Именно они принимали участие в рыцарских турнирах и походах, и блестяще справлялись с этой важнейшей задачей.
Кроме того, прекрасные и сильные животные, именуемые в те времена «дестриэ», сопровождали своих владельцев в походах и были им хорошими спутниками в перемещении на большие расстояния.
Какой средний вес у коня был в те времена? Предки современных тяжеловозов достигали массы в 800–1000 кг при росте до 200 см. Конечно, лошадь с такими габаритами не была способна успешно маневрировать или с лёгкостью брать барьеры.
Кроме того, под нагрузкой дестриэ быстро утомлялись, и не могли обеспечить длительное движение вперёд так же успешно, как их более лёгкие «коллеги».
Современными потомками средневековых дестриэ считаются многие породы лошадей. Самые известные из них – бельгийские брабансоны, французские першероны и шайры, используемые в Великобритании.
Именно английской породе тяжеловозов и принадлежит рекорд по массе и росту особи. Жеребец породы шайр, родившийся в далёком 1846 году, как зафиксировано, имел высоту в холке 220 см и весил более полутора тонн.
В России, из-за обилия пахотных угодий, сложилось собственное генеалогическое ответвление тяжеловозов. Формирование пород было начато на рубеже XIX и XX веков на базе местных упряжных лошадей и ввозимых из Бельгии арденов.
Характерная дисгармоничность европейской разновидности тяжеловозов под влиянием селекционной работы была устранена. Выведенный тип лошадей отличался крепким, красивым сложением, впечатляющим экстерьером.
Такой подход благотворно сказался на репутации будущей породы – она смогла завоевать не один приз на всемирных и международных выставках.
История происхождения тяжелоупряжных лошадей
Лошадь тяжеловоз появилась еще в Средние века. В те времена рыцари нуждались в мощных конях, способных выдерживать их тяжелое снаряжение и металлические доспехи. Тогда-то в Германии и была выведена порода, именуемая «дестриэ».
В весе предки современных тяжеловозов достигали 1 т, а в росте – 200 см. Тяжелоупряжные лошади обладали не только внушительными габаритами, но и большей выносливостью по сравнению с другими породами коней.
Но по причине значительной массы собственного тела они не выдерживали длительные походы и за сутки преодолевали не более 30 км, а также не отличались резвостью. Основным условием их выживаемости был своевременный отдых, поскольку тяжелые нагрузки могли стать причиной остановки сердца.
Основными отличиями предков современных тяжеловозов считались их стоячие уши, которые никогда не опускались.
Заводчики в течение многих лет активно работали над улучшением породы, желая сформировать не только мощного, но и максимально выносливого коня.
Их работа увенчалась успехом в 17 веке, когда в Англии официально была зарегистрирована суффолькская порода. Жеребец отличался массивным телосложением, выносливостью и доброжелательностью.
В России выведением тяжеловозов селекционеры активно занялись на рубеже XIX и XX веков. Первые тяжелоупряжные жеребцы появились при скрещивании русских упряжных коней с бельгийскими арденами.
Описание вида
Вы наверняка видели эту породу лошадей или её близких родственников в кино. Тяжеловозов относят к холоднокровным породам. Селекционеры специально выводили этих животных устойчивыми к суровым погодным условиям, чтобы они могли работать и сражаться в любой ситуации. Эти лошади не особенно резвы, не слишком энергичны, они не могут развить высокую скорость, но они отличаются необыкновенной силой и способны тащить на себе огромные грузы.
Бруклин из брабансонов. Достигал в росте почти 2-х метров, а весил 1,5 тонны
Внешне они не столь эстетически привлекательны, как, например, породистые выставочные жеребцы- скакуны, но своя прелесть в их внешности определённо есть. Эти лошади высоки ростом, массивны, мускулисты, коренасты. Иногда их даже можно назвать неловкими или неуклюжими из-за слишком крупного и неповоротливого торса.
Марокко — рекордсмен из породы першеронов. Его рост достигал практически 220 см, а вес 1,5 тонны
Современные же представители породы тяжеловозов довольно далеки от рекордсмена. Они весят около тонны каждый, в росте способны доходить до отметки в 2 метра. Конечно, встречаются особенные великаны, которые могли бы побить установленный рекорд, но они всё равно не дотягивают до самого крупного коня за всю историю существования породы.
Тяжеловоз под седлом
По характеру лошади тяжеловозы спокойные, покорные, уравновешенные. Трудно поверить, конечно, глядя на такое огромное животное, что оно крайне уступчиво и послушно, никогда не проявит агрессии. Они как большие плюшевые мишки в теле лошади. Но, к сожалению, большинство предпочитает сейчас породистых скаковых жеребцов, а потому некоторые породы тяжеловозов практически исчезли с лица Земли.
Выносливость и силу тяжеловесов используют прежде всего в сельском хозяйстве
Эта порода одна из самых легко узнаваемых, ее просто отличить от других лошадей. Животные отличаются крепостью сложения, конечностями с ярко выраженной мускулатурой, низковатым передом, высотой до полутора метров. Имеется челка, умеренно густая волосистая часть. Масть, как правило, рыжеватая, с некоторой чалостью, реже гнедая. Весят взрослые особи в среднем 700 кг. Что касается экстерьера, отмечаются следующие характеристики:
- профиль прямого типа, голова сухопарая с широковатым лбом, легкая;
- небольшие по размеру уши стоячего типа;
- шея не слишком длинная, крепкая, с отличным развитием гребневой зоны;
- спина широкого типа, не очень длинная, с хорошо развитыми мускулами, не жесткая;
- грудная часть глубокая и широкая;
- ноги не очень длинные, с наростом волос, крепкие, стойкие, копыта устойчивые.
Рацион тяжеловоза
Животные этой породы не требуют изысков в еде, однако рацион Советского Тяжеловоза должен быть сбалансирован, иначе жеребец не сможет выполнять работу
Советская тяжеловозная голодная лошадь иногда не в состоянии поднять собственный вес, поэтому кормлению жеребцов уделяется большое внимание
Суточный рацион Советского Тяжеловоза должен содержать такие продукты:
- Концентрированный корм — 2 кг в день.
- Чистый овёс — 6 кг в день.
- Разнотравное сено — 6 кг в день.
- Сочный корм — 2 кг в день.
- Ржаная соломенная резка — 0,5 кг в день.
- Перемолотое льняное семя — 0,5 кг в день.
Не следует давать тяжеловозам солому в чистом виде: этот низкокалорийный корм легко забивает лошади желудок. Перед употреблением овощи следует помыть от земли и порезать крупными кусками. Картофель и свеклу следует отварить, перед тем как давать непарнокопытным.
Не следует давать жеребцам слишком большое количество сочного корма: это может привести к расстройству желудка. Если коней выращивают на мясо, корм должен содержать повышенное количество концентратов. Надо следить за качеством продуктов. Плесень, плохо просушенное сено и непромытые овощи могут стать причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Отдельное внимание следует уделить витаминным и минеральным комплексам. Тяжеловозы обладают большим процентом мышечной массы и без нужного количества кальция в организме у них могут начаться проблемы с опорно-двигательным аппаратом
Существуют медицинские препараты для улучшения костной ткани, однако пополнить запас витаминов можно и следующими продуктами:
- костная и травяная мука;
- рыбий жир;
- жмых.
Советская тяжеловозная, как любая порода лошадей, потребляет большое количество воды. Поилка у животных всегда должна быть чистой и наполненной. Обезвоживание жеребцов способно привести к летальному исходу или инвалидности.
Суффолк
Английская порода, которая была официально зарегистрирована в середине 18 века. Использование этого коня для сельскохозяйственных работ обусловлено тем, что он намного быстрее выполняет пахотные работы в связи с отсутствием щёток на ногах. Глинистые грунты Англии до появления механизированной техники обрабатывались именно Суффолками.
Массивное туловище визуально делает конечности лошади менее широкими, однако это лишь иллюзия, так как кони очень сильные и выдерживают серьёзные нагрузки. Также стоит отметить покладистость и дружелюбие животных, поэтому их часто привлекают для проведения иппотерапии.
Суффолк имеет однотонный окрас, который представляет собой вариации каштанового цвета. Иногда можно встретить особей с белым пятном на лбу. В настоящее время вид используются для конных прогулок, в лечебных целях или в конном спорте.
Русская тяжеловозная
Порода выведена в конце прошлого столетия в хозяйствах России и Украины путем сложного воспроизводительного скрещивания, отбора и подбора в условиях умеренного кормления и сельскохозяйственного использования. В выведении породы принимали участие местные лошади Украины, горные ардены и другие тяжеловозные породы (першероны, крупные бельгийские тяжеловозы и др.), а также орловский рысак и некоторые верховые породы.
Русские тяжеловозы относятся к группе некрупных тяжеловозов и отличаются меньшими размерами, имея характерный тип телосложения для тяжеловозных пород. Лошади характеризуются отлично выраженными упряжными качествами, экономичны в содержании и неприхотливы к корму, отличаются долголетием, высокой плодовитостью, скороспелостью, добронравны и энергичны.
Лошади породы имеют удлиненный формат; глубокую и широкую грудь; голова средняя и широкая во лбу; шея короткая и массивная; холка низкая; спина длинная и широкая; круп длинный, свислый и раздвоенный. Конечности передние короткие, но широко поставлены, встречается запавшее запястье; задние — поставлены правильно, щетки малые, копыта небольшие, рог прочный.
Основные масти — рыжая (50,4 %), рыже- гнедая (12 %), рыже- чалая (17,3 %) и совсем редко гнедая.
Основные промеры для жеребцов, см: высота в холке 150, косая длина туловища 158,2; обхват груди 192,5; обхват пясти 21,8; кобыл соответственно 149.6; 159; 192; 21,2.
В породе выделено два внутрипородных типа: уральский- более крупный и украинский- менее крупный. Ведущими и перспективными линиями в породе являются: Лазутчика, Коварного, Капитэна, Свиста, Паденщика и Горностая. Имеются также семейства: 026 Булки, 144 Норки, 1611 Салфетки, 0348 Кулиги, 0340 Кристальной.
Лошади русской тяжеловозной породы установили рекорды: на доставку груза рысью с силой тяги 50 кг (в повозке с грузом 1,5 т) на дистанции 2 км- 5 мин 20,5 сек; на 2 км шагом с силой тяги 150 кг (с грузом 4,5 т)- 13 мин; тяговую выносливость по пройденному расстоянию с силой тяги 300 кг (с грузом 9 т)- 1091,6 м.
Русская тяжеловозная порода разводится в 120- м Мстиславском конном заводе Могилевской области, который организован в 1930 году. В настоящее время Мстиславский конный завод является крупным многоотраслевым хозяйством. Селекция с лошадьми ведется на основе плана племенной работы.
История породы
В середине 19 столетия на юге Нижегородской области и в Мордовии разводили лошадей преимущественно для того, чтобы пользоваться их силой. В этих регионах была необходимость возить лес и производить пахотные работы. Местные жители использовали крепких рабочих лошадей породы битюг и их потомков, которые были получены в результате скрещивания с местными кобылами.
Ситуация изменилась, когда в 19 веке на территорию Мордовии и в Нижегородскую область были доставлены тяжеловозные лошади из Европы – брабансоны и суффольки. Это были поистине гигантские животные, их рост в холке достигал 180 сантиметров. Несмотря на тяжёлое телосложение, это были миролюбивые и послушные лошадки. Но у них имелось несколько недостатков: животные плохо приспосабливались к местному суровому климату, а ещё конституция их тела была рыхлой. В результате скрещивания прибывших из Европы жеребцов с местными кобылами породы битюг на свет появились жеребята с хорошими данными. Хоть они и были несколько мельче брабансонов, но зато обладали плотным телосложением.
В годы Гражданской войны поставка породистых лошадей из Европы временно прекратилась. Племенное стадо, образовавшееся из местных лошадей Нижегородской области и потомков брабансонов и суффольков, содержалось на Починковском конном заводе №23 и в мордовском селе Оброчное. В то нелёгкое время никто не занимался селекцией, а внутри племени лошади беспорядочно спаривались и производили на свет новое потомство. В 1934-1936 годах коневоды заметили, что у потомков европейских лошадей просматриваются устойчивые гены их прародителей. Тогда они решили провести работу, направленную на их закрепление. Вскоре опять началась война, поэтому порода не была зарегистрирована. Только в 1952 году была произведена регистрация, а порода получила название советского тяжеловоза.